Некогда дипломная работа мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе, «В.О.Л.К.» по мотивам романа Василия Аксенова «Десять посещений моей возлюбленной», теперь - репертуарный спектакль на Малой сцене Театра имени Маяковского.
Это история из прошлого, о годах застоя в сибирской глубинке, когда ребята бегали в кино на «Кавказскую пленницу» и разучивали только-только вышедшие песни Битлз и Высоцкого, чтобы играть их в группе. Эта история честна, деревянно-шершава и густа правдой. Несколько эпизодов «деревенской прозы» из жизни Яланских старшеклассников скребутся в сердце загнутыми уголками старых родительских фотокарточек и повествуют о самых разных характерах любви.
Яркие образы нарисованы талантливой режиссурой Светланы Земляковой. Она создает сложный монтаж сцен простым переключением света, насыщает действие деталями, которые играют безусловно, сочетает натуралистичность с сюрреальностью, драматургично перемежая сцены комические и горькие. Это очень гармоничная, по-женски тонкая и очень профессиональная режиссура.
В спектакле много-много образов, которые остаются в памяти. Волчица с красными волосами, что больше всего на свете боится потерять свое. Робкая голубка, готовая принять весь мир и смириться. Неопределившиеся броуновские мальчишки, что могут поменяться друг с другом местами, и никто не заметит. Дед, что злится на бога, но живет по совести, старуха-мать, которая хранит народную мудрость и по-русски тоскует. Мотоцикл-алые крылья, разгоняющие ночь… Поймала себя на мысли, что хочется приобрести какой-нибудь сувенир об этом спектакле... маленький красный «Днепр», например, кедровую шишку или раритетную фотокарточку Варлей.
Молодые артисты играют незнакомое им прошлое, но вкладывают в это всю душу. Заметна здесь огромная работа над сценречью (в точных сельскосибирских акцентах и интонациях), сцендвижением (угловатое, простое, подростковое), вокалом и игрой на музыкальных инструментах. Этот спектакль – ненавязчивая, но ошеломляющая демонстрация возможностей курса Кудряшей.
А от сцены так и веет осенней прелью земли, мокрыми опилками, отходящими от бревен срубов, моторным маслом и серой штукатуркой школьных стен. Люди здесь - естественные, простые, готовые то перегрызться, то завыть все вместе разом от тоски. Это люди-стая, в которой только-только начинают проявляться всплески индивидуальности, которая точит общину. Это спектакль о моменте перелома, зависания над бездной, блуждающей фары в ночи.
Главный герой мечется между потоками жизни, познавая, борясь сам с собой и общим течением жизни. Не зная, что со всем этим делать, он переключается с чувств на разум и наоборот, как все подростки. Но и он, и те, кто его окружают, - неординарные натуры. Кажется, сама природа льется через этих людей. В них еще нет штампованности, идентичности. Они исконные, дикие, как волки в тайге: на своем месте, но уже в кольце пожарищ времени. В них сила темная, одаренная, одухотворенная, непокорная, которая всегда возьмет свое любой ценой: такая воплотилась в сердечную подругу главного героя, девушку-волчицу, что больше всего боится потерять свое. И во всех есть сила светлая, жалостливая, всепрощающая, человечная. В этих людях скомканными бумажками тлеют подожженные души, что пытаются выбрать свой путь и очень страшатся ошибки.
На действие смотришь словно через марлю: то и дело екает внутри или взрывается смехом узнавания, но все это кажется так далеко, далекооо от нас, спрятанное старой кинохроникой в потемках души, в самой памяти рода.
В «В.О.Л.К.е» играют выпускники ГИТИСа, курса Олега Кудряшова 2014 года. Пятеро из них в этом сезоне были приняты в труппу театра им.Маяковского. Премьера спектакля на Малой сцене театра состоялась 14 октября, и эту постановку непременно стоит посмотреть.
Майя ДиНова, «Весь Театр»
Оригинальный адрес статьи