27 апреля в Театре Маяковского сыграют официальную премьеру – «Враг народа» в постановке Никиты Кобелева. Пьесу Ибсена «модернизировала» драматург Саша Денисова и превратила героев в сегодняшних чиновников, бизнесменов, представителей «независимой» прессы и хипстеров в лице 20-летней активистки, ведущей блог о проблемах экологии. «Историей химкинского леса» спектакль не стал, но назвался «экологической катастрофой в двух действиях», которую, собственно, и пытается скрыть мэр города-курорта федерального значения (он же Игорь Костолевский). Родной брат мэра, доктор Стокман (он же Алексей Фатеев) пытается докричаться до общественности и обнародовать данные экспертизы: вода в лечебнице и спа-отелях отравлена – нужно перекладывать водопровод, чтобы обойти стоки кожевенного завода. Но поддержать доктора никто не готов. Признать, что целебные источники превратились в рассадник заразы – значит, поставить крест на притоке туристов, а вместе с ним на «кафе и кафешечках, ресторанах и ресторанчиках», выросших в курортном городке. Против выступают все – инвесторы проекта, власть и «сплоченное большинство». За – только доктор, которого, как у нас водится, затыкают, притесняют, избивают и настоятельно советуют ему уезжать. Но чем дальше его задвигают, тем активнее он рвется в бой: заявляется на пресс-конференцию в противогазе, в прямом эфире нападает на мэра, кричит о «тупых и циничных» решениях, о «дефиците совести», о всеобщей пассивности и рабском сознании, в конце концов. Не помогает. Из героя гражданского протеста он быстро превращается в городского сумасшедшего и «врага народа». Как и почему это происходит у Ибсена, в спектакле и в жизни, «Театралу» рассказал режиссер Никита Кобелев.
|
|
«Ибсен переписан от и до»
Мы сделали попытку просто сказать то, что думаем, ничем не прикрываясь и не кидаясь громкими словами. От пьесы Ибсена осталась канва, порядок сцен, герои и суть проблемы. Это отправная точка. Весь текст переписан от и до, с учетом современных реалий. Саша Денисова сделала много вставок и про экологию, и про политику, и про научные открытия. В принципе мы пытались избежать указаний на место действия. Но подразумевали, конечно, нашу ситуацию. Мы на нее откликаемся. Если говорить о взаимодействии с текстом, то конфликты Ибсена мы переместили в сегодняшний день: интересно было проследить, как они поменялись, что сейчас актуально, а что нет.
|
|
Просто у нас в ходу очень старый перевод, 1900-х годов, по нему еще Станиславский играл. Думаю, что другой текст, современный, для артистов – большое подспорье. Мы с Сашей работали в тесном контакте, обговаривали решение сцен. Честно говоря, это был довольно непростой процесс. Пьеса писалась в течение всего репетиционного периода, у актеров не было заранее готового текста. Второй акт появился примерно за месяц до премьеры. Репетировали последовательно, по сценам. Иногда, конечно, это пугало, а иногда помогало: в процессе наталкиваешься на что-то – и можешь это вписать. Мы еще придумали видеоблог, который ведет дочка доктора Штокмана. Видеовставки будут что-то досказывать и обогащать структуру спектакля.
«Логика протеста»
В спектакле есть гораздо более актуальные вещи, чем политика. Вопрос в том, что делать с тем знанием, которое у тебя есть и которое другие люди не хотят обнародовать. Бороться с этим? До какого момента? Чем ты жертвуешь в этот момент? Что с тобой происходит, когда ты встаешь на путь отстаивания своей позиции? Вокруг этого вся история крутится – вокруг человека.
Все начинается с оскорбления, которое доктору Штокману наносит его брат, мэр города. Тебя оскорбили – и ты начинаешь действовать. Вторая причина – общественная, социальная: тебя вынуждают прогнуться, смолчать. Это унижает и обижает. У людей с обостренным чувством собственного достоинства это вызывает гнев. Доктора Штокмана это и ведет по пьесе – в процессе он все больше и больше ожесточается:«Пусть со мной делают все, что угодно, но я не отступлю». Он не сможет себе простить, если отступит.
|
Фото: Екатерина Варюхичева |
Часто логика протеста проста: лично тебя это задевает – и ты выражаешь свой протест, начинаешь действовать. Почитайте сводки 5 декабря 2011 года: люди вышли на Болотную, потому что их обманули на выборах, их голоса украли. Они восприняли это как унижение. Я уверен, что когда ты начинаешь бороться и получаешь за это по роже, тебя начинает вести: «я не остановлюсь», «я не замолчу». Но при этом система тебе говорит: «сиди и молчи, не поднимай голову».