основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04


Пресса
19 Ноября 2023

КРЕПКОЕ МУЖСКОЕ ПРАВОСУДИЕ

Для маленькой сцены спектакль режиссера Саши Золотовицкого и художницы Софьи Шныревой на удивление ярок с визуальной стороны. Совсем небольшое пространство вмещает и алые светящиеся вертикали-горизонтали, образующие крест, а также некие условные очертания высоких сводов, и внезапно обнажающиеся темные глубины. Да и с костюмами здесь обходятся без ложной скромности: «шекспировские» плащи и круглые гофрированные воротники легко соседствуют с офисными парами и спортивной одеждой. Гамма цветов подчеркнуто контрастная: черное, красное, белое. В белом — Изабелла (Наталья Палагушкина), на ней монашеское одеяние, которое не имеет исторического возраста — сейчас носят практически то же, что 400 лет назад. Одновременно это, конечно, образ чистоты и непорочности. Так же, как красное — знак страсти и похоти, а черное — дурных нравов и всяческого безобразия.




Артисты существуют в довольно разнообразных интонационных регистрах. Здесь многое, притом что текст оригинала сохранен, звучит по-сегодняшнему буднично, но тут же может возникнуть почти что декламация, этакая «шекспировская», привычная для традиционных спектаклей, мелодика «игры». К примеру, Анжело, которого Евгений Матвеев играет вполне современным человеком, говорит, как грамотный менеджер не высокого, но и не низкого звена, Герцог (Дмитрий Гарнов) — тоже, и они, как впоследствии выясняется, два сапога пара, только Герцог старше и хитрее Анжело. Клавдио (Всеволод Макаров), тот самый, что сидит в тюрьме за реальное преступление и снисхождения к которому самоотверженно просит у высших властей его сестра Изабелла, — типичный криминальный браток. В свою очередь, придворный служака Лючио (Роман Фомин) и простолюдин Локоть (Иван Ковалюнас) — вполне себе классика, откровенно театральные ребята.

Так чистый, вечный и привычный театр в спектакле Золотовицкого намеренно смешан с театром современным, обходящимся без толстого слоя краски и надбытовых интонаций. Этот стилистический микст создан вполне осознанно, разные театральные ингредиенты хорошо уживаются друг с другом, ничто не выпячивается и ничему не противоречит.




Спектакль вырос из Лаборатории игрового театра, которая прошла в Маяковке в январе 2023 года и была приурочена к юбилею Андрея Гончарова. А Александр Золотовицкий взращен в мастерской Олега Кудряшова, где именно игровая стихия всегда осваивалась с особым энтузиазмом и знанием дела. В результате получилась постановка крайне нескучная, темпераментная и даже азартная. С ярко выраженной актуальной повесткой.

«Проведя с Шекспиром полгода, — говорит режиссер, — мы в очередной раз убедились, что это интонации нашего времени: юмор, герои, злободневные понятия харассмента, бодишейминга, движение Me Too». Тут и не поспоришь — конечно, пьеса Шекспира «Мера за меру» написана, в том числе, и про харассмент, хотя тогда и слова-то такого не было. Более того, Бомарше писал свою «Женитьбу Фигаро» и про харассмент тоже. Насчет бодишейминга не уверена, а вот Me Too — вне всякого сомнения (впрочем, и об этом определении тогда слыхом не слыхивали). Живой, динамичный и весьма неглупый спектакль Саши Золотовицкого, по большому счету, прямолинеен. Он такой же черно-красно-белый, как и его сценография, также выразительная и умная.



То, что играют Наталья Палагушкина и Евгений Матвеев, это беспримесная актуализация темы. Изабелла у Палагушкиной — девушка с недюжинной волей, абсолютным чувством собственного достоинства и действительно железными нравственными принципами. Анжело у Матвеева — не очень сложно устроенный современный мужчина, цивилизованные черты поведения у которого — всего лишь хрупкая оболочка. Стоит такому получить властные полномочия, как от его цивилизованности не остается и следа. Что касается Герцога-Гарнова, то к финалу он уже попросту настоящая свинья. Финал режиссер меняет. Герцог в спектакле не предлагает Изабелле в порыве великодушия руку и сердце (эти классические боги из машины, и правда, сегодня уже ни с чем не вяжутся), но грубо и цинично склоняет ее к сожительству. И тогда наша героиня, что Таис Афинская, поджигает к чертям весь этот насквозь прогнивший «Персеполис». Надо признаться, по логике действия она поступает совершенно правильно!



Однако еще одна тема звучит в спектакле громко и отчетливо, хотя в своем предуведомлении режиссер о ней ничего не говорит. Мужская властная компания — что Герцог, что Анжело, — являет собой типичную картину вседозволенности. Право сильного здесь — отнюдь не только мужское право, но необсуждаемая и ненаказуемая привилегия любого начальника. Тем более что Анжело тут вершит праведный суд над преступными элементами. И теми же руками, что его вершат, сам он совершает гнусности, не испытывая при этом никакого когнитивного диссонанса. Правосудие, одним словом. Вот тема так тема!


Источник


×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо