Светлана Немоляева... Прелестная, изящная, хрупкая, точно хрустальная. Но все знают: случись что, она станет сильной и отважной. А её мягкий голосок, который ни с каким другим не спутаешь, вдруг приобретет металлические нотки. Она прекрасная актриса с неповторимой индивидуальностью. Лирическая героиня, которая умеет быть и трогательной, и смешной. До слез... И завтра со сцены коллеги и всякие прочие ответственные лица наговорят ей много замечательных слов — ведь юбилей! А она в этот вечер выйдет на сцену и сыграет главную роль в премьерном спектакле, устроенном в её честь.
Но помимо высокого профессионального статуса народная артистка еще и мама, и бабушка. И в доме её иначе как нанонародной не называют. За что? И вообще, какая она вне сцены? О своей знаменитой бабушке «МК» рассказывает её внучка — молодая актриса Театра имени Маяковского Полина Лазарева, талантливо продолжающая знаменитую актерскую династию.
— Полина, скажи, работать на одной сцене с бабушкой сложно или, наоборот, лучше не бывает, когда свои рядом?
— Работать вместе с бабушкой одно удовольствие, хотя поначалу у меня и были некоторые опасения. Да, мы уже играем вместе в спектакле нашего худрука Миндаугаса Карбаускиса «Таланты и поклонники» (Полина играет молодую актрису Негину, а Светлана Немоляева — её мать, простую женщину Домну Пантелеевну. — М.Р.). Но туда я вводилась (премьеру выпускала Ира Пегова), поэтому полноценного репетиционного процесса как такового у нас вместе не было.
— Неужели все так гладко протекало под крылом у бабушки?
— Ну, была проблема, что в «Талантах», что в «Бешеных деньгах». У нас там скандальные сцены — мы все время ругаемся, да я вообще на нее там ору и нападаю. А мне было страшно хватать бабушку за руки, она же такой одуванчик. Но потом вошла во вкус и теперь с большим удовольствием это делаю. Хотя на самом деле у нас в жизни никогда не случается конфликтов, и в этом смысле сложно черпать для роли негатив из собственного жизненного опыта. В общем, справиться со всеми сложностями мне очень помогла именно бабушка. До сих пор после каждого спектакля она подробно разбирает, что я сделала хорошо, а над чем нужно еще подумать. В этом плане мне можно только позавидовать, что у меня такой выдающийся актерский тренер!
— А ты уже почувствовала, что актерская профессия — это конкуренция, ревность и она не делает различия между родственниками? Знаю случаи, когда жена била, правда, уже за занавесом, своего мужа букетом цветов. И только за то, что ему, а не ей на поклонах больше цветов досталось.
— Нет, такого у нас никогда не бывает. Мы в семье очень болеем друг за друга, переживаем, а цветы… Вот на последней премьере было много наших знакомых, так они принесли столько цветов, что хоть на Киевский рынок потом иди.
Но... хотя мы и служим с бабушкой в одном театре, я стараюсь развиваться отдельно, самостоятельно и лишний раз не давать повода упрекнуть себя в том, что я «бабушкина внучка», «дитя талантливых родителей» и что в премьерном спектакле «Бешеные деньги» (Светлана Немоляева играет Чебоксарову, а Полина Лазарева — Лидию. — М. Р.), приуроченному как раз к её юбилею, одну из главных ролей опять доверили ближайшей родственнице юбилярши, то есть мне. Кстати, забавно, что наш режиссер Анатолий Шульев, когда принес распределение ролей Миндаугасу Карбаускису, не знал, что мы родственницы. Конечно, сложно в это поверить, но слышать это было все равно очень приятно.
В конце концов, каждый со своими комплексами борется самостоятельно. Я же понимаю, что все разговоры о династии, фамилии и прочем будут преследовать меня всегда. Так что стараюсь не зацикливаться на этом и доказывать право на свое место в труппе работой, а это процесс не быстрый. Пока же судьба, как мне кажется, ко мне благосклонна, и у меня есть возможность в театре пробовать.
А что касается репетиций «Бешеных денег»... Да все было очень увлекательно и неожиданно с самой первой читки. Помимо того что Немоляева — выдающаяся актриса и потрясающая партнерша, для меня в первую очередь она моя бабушка, и работать вместе нам очень даже комфортно — я об этом уже сказала. У нас прекрасные отношения, мы много времени проводим вместе, и, как мне кажется, наша близость работает на спектакль: мы хорошо друг друга знаем и чувствуем.
— Я правильно понимаю, что проблема отцов и детей — это не проблема и тебя, в общем, не касается?
— Так сложилось, что у нас крепкая семья и для всех нас домашний круг очень важен. Конечно, случаются и конфликты, и какие-то споры (порой довольно громкие, потому как у всех хорошо поставленные голоса и темперамент яркий), но в глобальном смысле у нас никогда не было проблем отцов и детей или трудностей взаимоотношений между тещей и зятем или невестки со свекровью. И это большое счастье, когда есть такой крепкий тыл, где тебе быстро поставят мозги на место, если вдруг занесет. По-настоящему порадуются за твои успехи и всегда поддержат в трудную минуту.
— А вообще, артистки — хорошие бабушки? Ведь эта профессия предполагает зацикленность на себе, на своем внутреннем мире, а тут — ребенок: кашу вари, корми его, гуляй с ним. Твои первые впечатления о бабушке? Что помнишь?
— Когда я родилась, мы вообще жили все вместе, и, просыпаясь, первым делом я бежала к бабушке. Несмотря на актерский образ жизни, который предполагает вечернюю активность, она настоящий жаворонок и всегда встает очень рано. Так что во сколько бы я ни вскочила, всегда находила её бодрствующей, активной. Она уже делала зарядку или раскладывала пасьянс. Кстати и сейчас эти бабушкины привычки не изменились, только вот карты она раскладывает теперь в айпаде или на телефоне. За что дома в шутку мы зовем её нанонародной.
— Хочешь сказать, что Светлана Владимировна с гаджетами на «ты»?
— Ну, может быть, и не совсем на «ты», но она читает в Интернете новости, умеет отправлять мне эсэмэски. Иногда от неё вдруг получаю такое: «Не могу говорить, я за рулем».
— До сих пор водит?
— Нет, это у нее в телефоне нажимается шаблон сообщения. Ещё она из Интернета достает информацию по своему декупажу. Она же в детстве очень хорошо рисовала, родители мечтали, чтобы она пошла по художественной линии, но она пошла в артистки, о чем никто и не пожалел. Да, она сих пор делает декупажи — у нас на даче все шкафы в цветочках и розочках.
— Какое её качество для тебя кажется недостижимым?
— Бабушка всегда хорошо выглядит, и для меня она такой образец женственности и профессионализма. Несмотря на внешнюю хрупкость и эфемерность, она обладает железной волей и стальным характером. Для меня это сочетание ну совсем непостижимо, но тем не менее так оно и есть.
— Когда ты в первый раз увидела бабушку на сцене? Твои чувства по этому поводу? И какая у тебя любимая роль бабушки — в театре и в кино?
— Так трудно сказать про первые свои ощущения от бабушки на сцене, потому что меня с детства брали в театр, на гастроли — я там проводила все время. И мне вообще ужасно нравилось идти с бабушкой в театр, тусоваться в её гримерке, что-то там делать, например пудру размешивать или просто любоваться костюмами. Я с ума сходила от вида трюмо на гримерном столике — такая магическая вещь. Кстати, была и остается такой для меня.
А что касается бабушкиных ролей… Да много нравится. Вот «Таланты и поклонники» или «Бешеные деньги». Или вот в спектакле «Кант»: она только снимает головной убор и проходит так просто по кругу со своей белой шевелюрой — ну, казалось бы, что такого? А впечатление сумасшедшее, объяснить не могу, но точно знаю, что этому научиться нельзя. А в кино нравятся роли её и в «Гараже», и в «Служебном романе». Там она несчастная такая идет с этими пакетами, арбузом… Сколько раз видела, но если снова показывают по телевизору, просто зависаю. А еще мне нравился в детстве фильм «Ослиная шкура», бабушка там тоже играла.
— Скажи честно, бабушка отговаривала тебя в актёрки подаваться?
— Бабушка ни разу, а папа отговаривал, и я ужасно на него обижалась: я подумала тогда, что он не верит в меня. Сейчас, когда мой младший брат Сережа готовится к поступлению, я понимаю, что это была такая боль за близкого человека, поэтому и отговаривал. Ведь папа тоже, по сути, всю жизнь свою с детских лет провел в театре, многое знает.
— Кстати, а как ты её в театре, при всех, зовешь — бабушка, Светлана Владимировна или просто Света? В актерских семьях принято, как правило, обходиться без слова «бабушка», чтобы не подчеркивать возраст? Светлана Владимировна — типичная бабушка?
— Я всегда называла её бабушкой и продолжаю называть так даже на репетициях — многих это забавляет. А бабушка она и есть бабушка — со сказками на ночь, с блинами на завтрак и разговорами о теплой одежде зимой. Даже когда твоя бабушка — Светлана Немоляева.
— Внуки всегда знают слабые места родственников. Ты знала в детстве слабое место своих знаменитых бабушки и дедушки? Пользовалась?
— Несмотря на свой звездный статус и востребованность, для меня всегда находилось время и внимание. Все всегда много работали, но меня часто брали с собой на гастроли, на фестивали, и любая поездка на море не обходилась без меня. Я вообще росла в атмосфере всеобщего обожания и поклонения маленькой аферистке и пользовалась этим положением бессовестно. Все крутилось вокруг меня, до сих пор удивляюсь — как в такой разлагающей обстановке я не выросла мерзкой, избалованной девчонкой? Просто не понимаю.
Честно, мне можно было все — лежа есть в кровати то, что в 90-е годы трудно было достать. Можно было душить в объятиях кошку, а иногда и спать на ней, используя вместо подушки. Можно было потребовать аленький цветочек или волшебную палочку, а если обыкновенного волшебства мне почему-то предоставить не могли, то компенсировали игрушками, куклами и платьями, что было равнозначно чуду в то время.
— Бабушка хорошо готовит?
— Замечательно, но сейчас ей лень. Разве что на Новый год — оливье там с тертым яблочком, рябчики и, конечно, блины — я точно знаю, что никто в мире таких блинов не делает. Мы с братом с ума сходим по ним.
— А любимое выражение у бабушки какое?
— Да не знаю… «Противная девчонка» — так она меня называет, если сердится на меня. Но честно, мы никогда с ней не поссорились.
— Кто в семье твой главный учитель по жизни — родители или бабушка?
— Как-то так повелось у нас, что воспитанием моим ни бабушка, ни дедушка никогда не занимались, и считалось, что для этого есть родители. Так что все мое времяпрепровождение с ними было сплошным праздником. Но вообще, со временем понимаешь, что умение любить — это тоже особый талант, я же наблюдала это с детства. И теперь, во взрослой жизни, очень хочется воссоздать это ощущение абсолютного счастья. Я убеждена, что научить чему-то можно только личным примером. В моем случае я восхищаюсь бабушкой и во многом мечтаю быть на нее похожей.
— В честь бабушки в Театре им. Маяковского будет устроен праздник — спектакль, поздравление или капустник готовят. Какую песню или композицию ты исполнила бы для нее? Все знают: Полина Лазарева шикарно поет джаз.
— Трудный вопрос. Может быть, не совсем джаз, а её любимый фокстрот «Утомленное солнце». Она любит вспоминать, как папа её под эту музыку любил танцевать с её мамой, то есть со своей женой. В этот день, я знаю, сначала будут «Бешеные деньги», а потом готовят ей какой-то сюрприз, но я не знаю какой — мне не говорят, чтобы не проболталась.
Марина Райкина, «Московский комсомолец»