основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04


Пресса
23 Мая 2019

Хор как спасение



Театр им. Вл. Маяковского представил премьеру спектакля по пьесе Людмилы Петрушевской «Московский хор». Вместе с недавней премьерой по пьесе Эдварда Радзинского «Снимается кино» получилась своеобразная дилогия из двух давних пьес о нашем прошлом более чем полувековой давности. Кто-то что-то помнит из того времени, но для молодых, рожденных на исходе трагического ХХ века, это терра инкогнита. В отличие от кино и телевидения, где сегодня ретро – основной тренд, театр нечасто обращается к такому материалу. Но судя по тому, как пошло дело, старые пьесы все чаще будут возникать на российских подмостках.


Пьеса «Московский хор», хотя и пролежала, по словам автора, 10 лет в столе, все же имеет счастливую судьбу. Во МХАТе в конце 1980-х ее поставил Олег Ефремов с потрясающими актрисами – Ангелиной Степановой и Ией Саввиной, которые прекрасно знали реалии времени, описанного Людмилой Петрушевской. В начале 2000-х замечательный спектакль вышел в Малом драматическом театре (режиссер Игорь Коняев). Обе постановки воспринимаются как легендарные. И вот совсем молодой режиссер Никита Кобелев взял на себя смелость прикоснуться к знаменитой пьесе, придав ей масштаб фрески, запечатлевшей срез одного из самых светлых периодов советского времени. Уже прошел ХХ съезд, пахнуло оттепелью, страна открывается миру – грядет знаменитый Фестиваль молодежи и студентов.


Основное действие пьесы проходит в маленьком пространстве коммуналки, где обителям приходится жизнь буквально друг у друга на голове. В спектакле, оформленном художником Моникой Пормале, действие перенесено в большой красный зал театра, а публика размещается в амфитеатре на сцене. Создается ощущение, что перед нами образ чего-то великого и одновременно замкнутого. Это своеобразный макет Страны Советов, с виду большой и мощной, а по сути населенной зачастую просто несчастными, измученными людьми, перенесшими вместе со страной все тяготы войны, репрессий, бесконечной бедности. Здесь маленькие люди суетятся, выясняя отношения, здесь решают мелкие бытовые вопросы. И за всем этим возникает трагедия народа, потерявшего множество людей, уничтоженных, стертых с лица земли. Герои вспоминают своих родных и знакомых, и постепенно пустой зал заполняется портретами ушедших в небытие людей. Их лица смотрят на нас, нынешних, вызывая чувство сострадания к тем, кто стал жертвой. Это мощное высказывание нового поколения как дань памяти.


Главная героиня пьесы по имени Лика – человек, сохранивший живую душу, не потерявший за тяжелые годы невзгод свое доброе, сострадательное сердце. Такой играет ее Евгения Симонова. Лика готова на самопожертвование и прощение, и жизнь все время преподносит ей сюрпризы. Обожаемый и непутевый сын Саша (замечательная работа Михаила Евланова), заведший кучу детей и фактически бросивший их, претендует на квадратные метры для новой жены и новых детей. Любимая внучка Оля, «нагулявшая» ребенка еще до получения аттестата зрелости. Вернувшаяся из мест не столь отдаленных сестра Нета с изувеченной судьбой и исковерканной психикой и ее дочь Люба, тоже странная в своей хамской упертости особа. Дуэт Татьяны Орловой и Юлии Силаевой, играющих этих родственниц – настоящий театр абсурда, при этом очень даже жизненного. У Петрушевской так всегда и бывает: неплохие по сути люди, загнанные обстоятельствами в невыносимые условия, становятся настолько ужасными, что невозможно отделаться от мысли – возможен ли такой замес зависти, злобы и страсти в женском обличье? Четыре миллиона доносов, про которые упомянул незабвенный Сергей Довлатов не из этой ли серии?

Разбираясь с семейными проблемами, Лика, конечно, понимает и того, и этого. Жалеет свою в общем-то не очень любимую невестку Эру, которую ярко и темпераментно играет Зоя Кайдановская. И даже своих невменяемых родственниц, писавших письмо к Хрущеву с доносом на членов приютившей их семьи, в конце концов готова простить и даже отдать последний диван, когда доведенная до отчаяния Эра выбрасывает их вместе с манатками из квартиры…

Спектакль Никиты Кобелева очень подробный, с акцентом на быт. Все герои одеты в аутентичные платья и костюмы, созданные известным художником Викторией Севрюковой. У каждого героя пьесы своя история, свои обстоятельства. Но всех их объединяет нечто, что парило в воздухе тех лет. Надежда на то, что скоро станет всем жить здорово. Ведь оттепель же на дворе. Их всех объединяет хор, тот самый московский хор, в котором их сердца наполняются светом и надеждой, хор, рождающий вдохновение и веру в светлое будущее. Искусство спасает. Иначе – тупик.

Ирина Шведова, «Московская правда»

Фото Сергея ПЕТРОВА (предоставлены пресс-службой Театра им. Вл. Маяковского).



Ссылка на источник:  http://mospravda.ru/2019/05/23/112822/?fbclid=IwAR2Rf6BsC6Qarkt0Wt4RxHsYQ7QEIhktY87LvU5i9hCxmP4v4pqhUixABhE
×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо