История о мытарствах сердобольной Груше в Маяковке рассказана очень подробно. Три с лишним часа зрителю демонстрируют, какой ценой достается человеку нравственный идеал. Девушка-судомойка Груше, отказавшись от личного благополучия, спасает от смерти ребенка своей хозяйки, трусливо сбежавшей после того, как ее муж-губернатор был убит повстанцами. Много позже настоящая мать возвращается (без ребенка ей не видать наследства погибшего мужа). Рассудить обеих пытается Аздак (Игорь Костолевский), пьяница и бабник, случайно назначенный судьей и не находящий ничего лучше, как предложить разделить мальчика буквально (Брехт вдохновился притчей о царе Соломоне и споре двух матерей ).
Никита Кобелев поместил запутанный сюжет в кабареточную рамку. Сцена Маяковки украшена лампочками по всему периметру. В центре — помост и целых три галереи в красных драпировках. Есть еще муляжи коров в натуральную величину и манекены, изображающие детей. Условные декорации работают на идею контраста между легкой формой спектакля (кабаре — сугубо развлекательный жанр) и его публицистическим содержанием (добро побеждает зло). Но главный принцип брехтовского театра — отчуждение актеров от персонажей — соблюден плохо.
Артисты не стараются играть в игру, они всерьез вживаются в роли, развивают характеры. В результате чего эпическое действо частенько срывается в обыкновенную мелодраму. Фольклорной составляющей в спектакле нет совсем, заявленные «просторы Грузии» остаются таковыми только в программке. Приятное исключение — костюмы, стилизованные под национальные: мятый лен на крестьянах, парча и соболя — на хозяйке. Лучшая часть спектакля — музыка Пауля Дессау, исполненная вживую квартетом «Круглый бэнд» прямо на сцене. Она заметно ретуширует режиссерские длинноты и излишнее актерское усердие. Практически все артисты отлично поют зонги. Особенно они удаются Юлии Соломатиной, исполнительнице роли Груше. Скорее всего, «Кавказский меловой круг» не станет для вас откровением, но что-то вы для себя отметите: джаз прямо на сцене, небанальную сценографию, мелодраматические страсти или режиссерский посыл о ценности внутреннего благородства.
Наталья Витвицкая, «Ваш досуг»