Интересно, что незадолго до этой премьеры состоялась другая: к 90-летию Театра им. Вахтангова его художественный руководитель Римас Туминас поставил сборный спектакль «Пристань», и в одном из отрывков блистательно сыграл Владимир Этуш (в той же роли Соломона).
Для людей старшего поколения, успевших в семидесятых годах увидеть несравненную Фаину Георгиевну Раневскую и чудесного Ростислава Яновича Плятта в незабываемом спектакле «Дальше – тишина», их игра так и осталась театральным камертоном на всю жизнь. Но и сегодня для тонких театралов существуют оазисы, где процветает истинное искусство: удивительное, органичное, почти реликтовое существование актера в хорошо прописанной роли. Ефим Байковский награждает своего Соломона трогательной беспомощностью, наивной хитростью и ветхозаветной мудростью. Большое эстетическое удовольствие – внимать каждому неторопливому слову, обращенному в зал и наслаждаться тонкими нюансами актерской игры и добротной режиссуры Леонида Хейфеца.
Пьеса Артура Миллера, написанная в прошлом веке, сегодня для нас стала еще актуальней. В советские времена сетования старого Соломона на то, что люди не хотят ничем заниматься, кроме как ходить по магазинам за новыми вещами, что не стало вечных ценностей, и не верить теперь намного легче, чем верить, - казались нездешними.
Полвека – миг, в сравнении с вечностью, потребительский азарт – пыль в сравнении с истинными человеческими ценностями. Люди все больше отдаляются друг от друга, от веры в себя. «Ничего святого» - раньше так говорили про отдельных негодяев, сегодня так живет, чуть ли не большинство.
Трудно найти лучшее место, чтобы подумать о смысле жизни, о правде и лжи, об условностях и человеческих комплексах, чем театр, и в данном случае – спектакль «Цена» в Маяковке. У Ефима Байковского достойные партнеры: Александр Андриенко в роли Виктора Франца – сдержан и убедителен, ему веришь и на него надеешься, его герой вызывает симпатию и сопереживание, он – живой, настоящий.Татьяна Аугшкап (супруга Виктора - Эстер) и Виктор Запорожский (брата Виктора - Уолтер) придают всему спектаклю объемность и добавляют красок.