В начале сентября 2020 года на непривычно камерном открытии сезона в Театре им. Вл. Маяковского главные звезды театра, встретившие представителей СМИ в фойе за небольшим столом, совсем по-разному описывали свои впечатления от неожиданного, напугавшего весь мир, почти полугода затворничества и творческого простоя. Кто-то был рад внезапному отдыху, кто-то рассказывал, что каждый день скучал по работе, родному театру.
Молодой режиссер театра Анатолий Шульев тогда признался, что ему карантин дался нелегко, и в этот период и родилась идея поставить на сцене Маяковки что-то легкое, светлое, наполненное красотой, музыкой и гармонией, которой нам в то пугающее время либо совсем не хватало, либо оно уходило на второй или третий план перед лицом наших страхов и тревог. Так появилась идея обратиться к знаменитой великосветской комедии положений Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным».
Интересно, что премьера Театра им. Вл. Маяковского получилась двойным реверансом в сторону самого первого показа спектакля в лондонском St James’s Theatre, специально для которого Уайльд и сочинил пьесу. В тот день стоял необычайный мороз, а Лондон был буквально парализован снежным штормом. Театр Маяковского пригласил зрителя на свою сценическую версию знаменитого произведения 13 и 14 февраля — и спектакль появился на свет в морозной белоснежной Москве, буквально замершей после самого обильного снегопада за последние десятилетия.
Не знаю, что будоражило умы и сердца современников поэта и драматурга в те месяцы того далекого 1895 года, чего боялись, о чем читали в газетах, что обсуждали в светских гостиных, но комедия положений о двух молодых бездельниках-аристократах сразу имела успех. Однако, по иронии судьбы, стала кульминацией карьеры Уайльда — через некоторое время после премьеры состоялся знаменитый судебный процесс, в ходе которого писатель был признан виновным в «грубой непристойности» и заключен в тюрьму. Больше он не писал ни комедий, ни пьес.
В фойе театра после пресс-показа Анатолий Шульев повторил то, о чем и говорил полгода назад на открытии сезона — ему хотелось отвлечь зрителя от высокого и изнуряющего ритма мегаполиса, дать возможность отвлечься от социальной повестки. И действительно — ни насыщенной сюжетной динамики, ни остросоциального осовременивания классического Уайльда на сцене Театра на Большой Никитской нет.
Зато есть юмор, музыка, краски и забавная история, добрая, наивная, абсолютно, конечно, неправдоподобная в этой наивности даже для современников Уайльда. Почти рождественская сказка о том, как легко и счастливо влюбляется молодость, как она живет настоящим — вот он сказал нужные слова, вот она посмотрела со снисхождением, вот уже радость и юное счастье льется из тебя как всплески ярких блесток, разлетающихся по всей сцене из рук юной Сесили (Анастасия Дьячук).
Фото Елена Кондратова
О том, что никогда не поздно начать сначала. Или не совсем с начала, а с того места, где вы есть — но просто сделать решительный шаг туда, где страшно, и где ты давно или никогда не был. Об английском светском обществе, где никакие деньги, хорошие манеры и поместье в модном и престижном графстве не помогут хорошему юноше в попытке обручиться с великосветской барышней, если в графе «Родословная» у него значится «Камера хранения. Вокзал Виктория».
Это известный сюжет о двух молодых друзьях-повесах, Джеке и Алджерноне, которые ради дел амурных запутываются в собственной лжи, выдавая себя за некоего Эрнста, чтобы понравиться прекрасным дамам. Джек (Иван Выборнов) делает это ради помолвки с кузиной Алджернона, Гвендолен (Полина Лазарева), которой хочется замуж непременно за мужчину с таким именем. Алджернон же выдает себя за вымышленного беспутного брата Джека (о да, тоже зовущегося Эрнестом), чтобы познакомиться и приударить за хорошенькой 18-летней воспитанницей друга Сесили. Название пьесы имеет двойное значение, ведь Эрнест или Earnest по-английски это не только имя, но также буквально означает «серьезный» или «честный».
Ну и конечно, состав, в котором на пресс-показе балом правили дамы.
Молодая «эмансипе», строгая, светская, холеная, немного холодная и смелая Гвендолен. Совсем юная, резкая и дерзкая, восторженная, добродушная, но при этом весьма умная Сесили. Ее гувернантка мисс Призм (Зоя Кайдановская), очаровательно влюбленная в местного каноника Чезюбла (Виталий Ленский), с которым затеивает неловкий и очень трогательный флирт, и которая в результате и становится для одной из пар настоящим спасением.
И она, прима Маяковки Светлана Немоляева в роли Леди Брэкнелл, роскошная и неповторимая в своем присутствии на сцене, непререкаемый авторитет и великосветская дама, столп светского общества уже уходящей викторианской эпохи, с пристрастием и остроумием проводящая допрос претендента на руку своей дочери Гвендолен.
Как призналась сама актриса, для этой небольшой роли, которая стала сердцем и основной краской спектакля, ей было важно найти стержень героини и ее интонацию. Все это удалось, а принципиальность голубой крови и английских сословий падут ниц только перед болливудским сюжетом в финале спектакля, при этом актриса вовсе не играет строгую шаблонно высокомерную и чопорную аристократку. Глядя на нее, невольно думаешь, что ведь и Леди Брэкнелл когда-то так же была 18-летней юной леди, ведущей дневник и исторгающей из себя потоки радостного «конфетти», которое с течением времени заменились на мужа-аристократа, безупречные манеры, стойкие принципы, едкий сарказм и роскошный гардероб (а заменились ли вполне — ведь на финальное действие Светлана Владимировна лихо въезжает на сцену на велосипеде?).«Вы курите? Рада слышать. Каждому мужчине нужно какое-нибудь занятие. И так уж в Лондоне слишком много бездельников.» — невозмутимо заносит она в блокнот ответы от испуганного молодого влюбленного под смех зала.
Это очень добрая и простая история, в которой нет ни двойного дна, ни полутонов, ни постановочных кульбитов, переворачивающих все смыслы и роли с ног на голову, она просто такая, какая есть, начинающаяся весело, и заканчивающаяся всеобщим счастьем. Очень нарочито неправдоподобным, но, возможно, так остро нужным многим из нас сейчас. Всего 2 часа без антракта, спектакль для тех, кто в нашем жестком ритме ищет очень теплой и понятной доброты.
http://localdramaqueen.moscow/2021/02/the_importance_of_being_earnest_mayakovka/?fbclid=IwAR3_tjB8sk...