XII Международный Волковский фестиваль
Дети должны принадлежать
- материнскому сердцу,
чтоб росли и мужали,
Повозки - хорошим возницам, чтоб быстро катились,
А долина тому, кто ее оросит, чтоб плоды приносила…
Из притчи
Брехт советовал тем, кто будет ставить пьесу, присмотреться к полотнам Питера Брейгеля Старшего, в частности, к его картине «Безумная Грета», чтобы понять природу поступков и одержимости героини пьесы Груше Вахнадзе.
Войны, зарево пожаров, разрушение и нищета обрушились на эту землю. В центре картины Брейгеля - Грета, простая бедная женщина. Война отняла у нее все - семью, дом, нехитрый скарб. Обезумев от отчаяния, она собрала в узел последние вещи, прихватила чудом уцелевшую сковородку и, вооружившись подобранным у неизвестного погибшего мечом, бросилась прочь из порочного города, где охваченные страстями люди превратились в ужасных монстров.
Так и Груше - обезумевшая от отчаяния, прихватывает не абсурдную сковородку, и не меч, который ей не нужен. Она замечает брошенного в суматохе младенца и, не раздумывая ни секунды, берет его, уносит от огня и беды...Служанка, судомойка в доме губернатора, женщина с натруженными руками и нежной, смятенной душой, окажется в безумном пространстве, в опаленном войной мире и на какое-то время сама впадет в некоторое безумие, как брейгелевская Грета.
Ей предстоит тяжкий путь испытаний.
В какой-то момент она решится даже отказаться от непосильной ноши, от невероятной ответственности за будущую жизнь - и положит младенца на чужой порог. И затоскует. И впадет в отчаяние. И вернется за ребенком.
Груше – вся, как на ладони
Мы любуемся душевной открытостью, которая становится основным движущим мотивом для героини - и для актрисы Юлии Соломатиной, тонкостью и одухотворенностью ее облика, ее внутреннего мира. Перед нами душевно щедрые движения человеческого сердца. Судьба бросает Груше из огня - в полымя, но она не бросает ребенка. Она способна пройти по узкой доске над горной пропастью, да и все ее странствие - это переход через пропасти и бездны. На этом пути, полном гибельных и провокативных ловушек, капканов, в этом враждебном мире она становится матерью. Спектакль то следует поэтике Брехта, то уходит от нее в сознательный психологизм, с мелодраматическими оттенками и трагедийной смысловой основой. С размышлениями о жизни и смерти, о природе человеческой агрессии, о безоглядном самопожертвовании с перспективой «полной гибели всерьез», которая грозит самоотверженной Груше - Юлии Соломатиной..
Вернемся к картине Брейгеля. Безумна ли Грета?
Грета - Гретхен, мотив ведущий к народным легендам о докторе Фаусте и Маргарите задолго до Гете
Безумна ль Грета?
Ни антраша, ни фуэте балета,
Ничто не может так заворожить
Как сверхбезумное твое желанье жить.
Иль жить безумною? Как лучше, Грета?
Никто не знает, что влечет тебя вперед.
И нужно ль знать кому-то это?
Спасти ребенка - вне любых советов!
Ответь - невзрачная кухарка, - ты ли, Грета?
Куда отправилась: в полет, или в поход?
Воинственная дева – фламандский Дон Кихот.
Ты воплощение разумного начала?
Или безумие - твой тонкий ход?
Твои глаза открыты, без забрала...
Стремленье в бой вступить со злом тебя зовет?
Вокруг безумие, а ты сияешь светом
И рвешься в бой, прекрасная кухарка Грета.
Тебя творец безумною назвал:
Прекрасной Гретой, победившей зло.
Он знал…
В Библии есть притча о суде царя Соломона и двух женщинах с ребенком, - каждая называла его своим. Эта притча - основа пьесы Брехта «Кавказский меловой круг». Судья Аздак (Игорь Костолевский) приказывает очертить меловой круг, в центр которого ставит ребенка: -Тяните! Кто перетянет, - того и ребенок…
Тянуть ребенка – испытание на разрыв, и одна из женщин тут же оставляет мальчика, отдавая его сопернице.. Кто из них - подлинная мать, кто – жестокая самозванка и лгунья, зрителю, конечно, объяснять не нужно…
Сколько постановок «Кавказского мелового круга» сводились к морали: «Не та женщина, которая родила, а так, которая воспитала»…
Однако Никита Кобелев вслед за Брехтом восклицает: «Кавказский меловой круг» - не моральное поучение! Это скорее молитва «На умягчение злых сердец».
Мораль понятна без лишних уверений. Спектакль – road movie по Грузии, – путешествие, увлекательная игровая история, с джазом, кинематографом («дорожное кино»), кабаретными сценами, зонгами, которые мастерски поют драматические актеры, с джазом и живой музыкой Пауля Дессау в исполнении квартета «Круглый бенд», с элементами игры, фарса и шоу.
Режиссер Никита Кобелев о спектакле: «Для меня один из главных вопросов сегодня: почему добрый поступок обязательно должен обернуться страданиями? Как выжить в эпоху перемен? Как писал Брехт: «Дурные времена делают человечность опасной для человека». В трудные времена не спасает ни закон, ни привычная справедливость, спасти может только такое человеческое проявление, как поступок Груше, только внутренняя свобода. Аздак — воплощение этой внутренней свободы, это абсолютно карнавальный персонаж. Придумать жизнь, придумать роли — единственная возможность выжить в этом хаосе и помочь выжить кому-то еще.. Есть такая молитва, я не религиозный человек, но мне нравится само словосочетание - молитва «На умягчение злых сердец». Мне кажется, это важно – про умягчение. Мне очень нравится, мне кажется, что сегодня этого умягчения сердца очень не хватает. И в театре, и в нашей жизни»
Маргарита Ваняшова, сайт «Культурная Эволюция»