Лучший спектакль: «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова в Театре им. Пушкина
Из динамиков грохочет «Smack My Bitch Up», клоуны-беспризорники устраивают свой последний и лучший спектакль — про зря выжившего солдата и гнусное общество. И про мягкие тапочки, что всегда побеждают любые аргументы. Пылкий петербуржец Юрий Бутусов, один из главных театральных творцов сегодня, поставил раннюю пьесу Бертольда Брехта в переживающем постепенное обновление Театре им. Пушкина. По уровню мощи режиссер выдержал планку, заданную им же в знаменитой эпичной «Чайке» в «Сатириконе». Здесь так же актеры запросто могут поменяться ролями, переключиться на декламацию уместного стихотворения и пуститься в дикий пляс. И артиста на главную роль Бутусов выписал оттуда же: солдата Краглера играет грандиозный Тимофей Трибунцев, в «Чайке» исполнивший Треплева. Приготовьте носовые платки и валидол.
Реформатор Театра им. Маяковского Миндаугас Карбаускис в прошлом сезоне создал самое внушительное свое полотно на этой сцене — «Русский роман» по пьесе Марюса Ивашкявичюса. Спектакль получил две «Золотые маски» — в главной номинации и за лучшую женскую роль (Евгения Симонова). Следующая вещь режиссера — «Изгнание» — не менее внушительная, снова по пьесе литовского маэстро с мировым именем и снова с фундаментальной актерской работой на первом плане. Только теперь не на основной сцене, а в филиале на Сретенке, и центральная роль не женская, а мужская. История литовского мигранта в Лондоне, прошедшего серию жестких инициаций, обретает чуть ли библейский масштаб. Три плотных энергичных акта под музыку Queen сцену не покидает исполнитель главной роли Вячеслав Ковалев. Техника актера, помноженная на почти спортивный драйв, плюс добротная ирония и вектор на глобальные смыслы — равно самая впечатляющая роль сезона.
Режиссер сезона: Максим Диденко
За прошедший сезон молодой режиссер и хореограф Максим Диденко, зарекомендовавший себя как сочинитель будоражащих животно-танцевальных шоу с приветом советскому авангарду, умудрился поставить пять значительных спектаклей. И все — на главных и новых площадках Москвы. «Пастернак. Сестра моя — жизнь» с Вениамином Смеховым — в «Гоголь-центре». Иммерсивный коммерческий проект «Черный русский» — в Доме Спиридонова. Трехчастный «Чапаев и Пустота» с актерами «Мастерской Дмитрия Брусникина» по Пелевину — в «Практике». Сказочный «Цирк» с Ингеборгой Дапкунайте — в Театре наций. И в довесок — первый видный (хоть и маленький) VR-спектакль в России, «Клетка с попугаями» на площади в Москва-Сити с Риналем Мухаметовым в главной (виртуальной) роли. Такого спроса на одного режиссера не было примерно никогда.
Новое имя: Вася Березин
© Алексей Кузьмичев
Актер-панк, недавний выпускник ГИТИСа, внушительно заявил о себе не только бесчисленными тегами «Vasya Berezin» на центральных улицах города, но и постановкой серии андеграундных спектаклей и перформансов. Его «Тибетская книга мертвых» играется в руинах недействующего депо Курского вокзала, «Богадельня» по сценарию Ги Дебора — в заброшенном кинотеатре на Нагорной, а главные герои его пятичасового спектакля «Уроды» в «Театр.doc» — добродушные пожилые фрики. Помимо прочего, Березин устраивает подпольные концерты и выставки, участвует в лаборатории Константина Богомолова в МХТ им. Чехова и Бориса Юхананова в «Электротеатре Станиславский». Чтобы приблизиться к понимаю роли Васи Березина в общем контексте происходящего, можно ознакомиться с вот этим фрагментом программы «Вечерний Ургант» на Первом канале.
Новое место: Театр труда
© teatrtruda.ru
Новый частный театр в центре города с удивительной специализацией: здесь показывают спектакли строго на производственные темы. Официально формат заведения обозначен так: «лаборатория индустриальной драмы». В фойе — уютный бар, где можно отведать гречневый попкорн и шоколадные болты. В репертуаре — выполненная в эстетике театра «Практика» классика соцреализма: «Большая руда» (режиссер Кирилл Вытоптов) и «Сталевары» (режиссер Алексей Розин). Автор идеи и создатель театра — продюсер Елена Лозько — обозначает цели просто и понятно: повысить авторитет промышленников, популяризировать рабочие профессии среди молодежи. Способствовать популяризации призвана и комфортная продолжительность всех спектаклей — ровно час.
Тренд сезона: иммерсивные спектакли
© Иван Гущин / blackrussianshow.ru
Если спектакли, целиком погружающие зрителей непосредственно в игровое пространство, возникали время от времени и прежде, то в этом сезоне словосочетание «иммерсивное шоу» стало возникать с зашкаливающей частотой тут и там. Осенью один за другим выстрелили два амбициозных проекта — «Черный русский» Максима Диденко и «Вернувшиеся» компаний Journey Lab и YesBWork. Оба — в особняках, на нескольких этажах; тот и другой зрители смотрят в масках (буквально по канону шоу «Sleep No More» пионеров жанра — британцев Punchdrunk). Театр на Таганке выпустил мюзикл «Суини Тодд», частично играющийся в зрительном зале, переоборудованном под своего рода кабаре со столиками: этого хватило, чтобы обозначить жанр как «иммерсивный мюзикл». Наиболее основательное погружение уже в начале лета предложил импресарио Федор Елютин в только что открывшемся пространстве Experience Space. В спектакле «Smile Off» зрителям завязывают глаза и потом катают на кресле с колесиками в загадочной комнате с запахами, звуками и томными незнакомцами.
Беда сезона: обыски и аресты вокруг разбирательства с «Седьмой студией»
© Михаил Почуев / ТАСС
23 мая в «Гоголь-центр» ворвались люди в камуфляже, прервали репетицию, отобрали у всех работников театра телефоны и устроили обыск. В тот же день силовики провели серию обысков в квартирах людей, так или иначе связанных с «Гоголь-центом», начиная с Кирилла Серебренникова. Дальше последовали аресты по обвинению в хищении бюджетных средств: в качестве подозреваемых сегодня находятся под арестом экс-директора «Седьмой студии» (именно под этим брендом возникла труппа Серебренникова после выпуска из Школы-студии МХАТ, ставшая в конечном счете основой «Гоголь-центра») Алексей Малобродский и Юрий Итин, а также бухгалтер Нина Масляева. Суть обвинения сводится к хищению 2 миллионов рублей, выделенных на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь» в 2012 году, который якобы не был поставлен — в то время как спектакль был показан на «Платформе» более 15 раз, потом был номинирован на «Золотую маску», а сегодня идет в репертуаре «Гоголь-центра». Доказательства существования спектакля, как и целая толпа поручителей, от Евгения Асса до Сергея Женовача, судью не особенно заинтересовали, подозреваемые находятся под арестом до сих пор. Тем временем в Большом театре по решению дирекции была отменена премьера балета «Нуреев» в постановке того же Серебренникова. Официальная причина — необходимость доработки спектакля, премьеру которого теперь можно ждать не раньше чем через год. В обращении к труппе «Гоголь-центра» на закрытии сезона опальный режиссер пошутил: «Я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого нет».
Алексей Киселев, «Афиша Daily»