Пресса
27 Августа 2013

Игорь Костолевский И это все о нем...

ИГОРЬ КОСТОЛЕВСКИЙ. И ЭТО ВСЕ О НЕМ... 

В творческой жизни актера Игоря Костолевского почти не было проходных ролей. Ему повезло с Мастером — сам Андрей Гончаров, воспитавший не одно поколение замечательных режиссеров и актеров, выбрал его, своего ученика, пригласил в гремевший тогда, славящийся своей историей Московский академический театр имени Вл.Маяковского. Кино принесло Игорю Костолевскому всесоюзную славу и премии, международные театральные проекты — известность европейского уровня. Серьезные роли в спектаклях по пьесам Эсхила, Гоголя, Островского, Достоевского, Ибсена Чехова —признание коллег и театрального сообщества. Романтические герои, сыгранные в юности в кино — декабрист Анненков («Звезда пленительного счастья»), мечтатель учитель Мирою («Безымянная звезда»), роковой Звездич («Маскарад»), порывистый комсомолец Женька Столетов («И это все о нем»), разведчик (Тегеран 43) — завоевали зрительские симпатии и награды. 

20130420-019.jpg

Подмостки родного театра, на которые он выходит вот уже четыре десятка лет, дали возможность раскрыть разные грани его дарования. Последняя роль — Петер Стокман из пьесы Ибсена «Враг народа» — фогт, то есть полицейский и податный чиновник, председатель правления курорта. В спектакле театра Маяковского «Враг народа» 2013 года, который идет в осовремененной версии Саши Денисовой, Петер Штокман — мэр курорта федерального значения. В исполнении Игоря Костолевского он становится главным героем истории, обозначенной как экологическая катастрофа в 2-х действиях. Костолевский блестяще играет современного политика, создавая обобщенный и такой знакомый образ человека неглупого, энергичного, умеющего мыслить глобально, разбирающегося в ситуации, но предельно циничного и прагматичного. Нет, он не монстр, он входит в ситуацию, он готов увещевать, объяснять. Но его Бог —выгода, и на алтарь своего кумира он бросает честь, жалость, кровные узы, человечность. Это новый тип людей хомо-прагматик. Хомо-циник, Костолевский включает свое обаяние, он вменяем, он слушает собеседника, мгновенно анализирует все варианты и выбирает наиболее выгодный. Петер Штокман — это герой нашего времени, чья природа раскрыта артистом вместе с молодым режиссером Никитой Кобелевым предельно точно, и оттого этот образ так достоверен и так страшен. Создать человеческий тип, в котором так угадывалось время — серьезнейшее достижение актера. Тридцать лет назад таким социальным открытием, сделанным Костолевским вместе с режиссером Борисом Морозовым, стал Кинг из пьесы В.Арро «Смотрите, кто пришел». Сегодня в репертуаре Игоря Костолевского три спектакля на сцене Маяковки. 

Кроме Петера Штокмана — это князь Дулебов в «Талантах и поклонниках» и Подколесин в «Женитьбе». Князь Дулебов в спектакле М.Карбаускаса— ловелас, сибарит, самодовольный и самовлюбленный тип. Однако в ленивой грации его движений, в тягучих интонациях голоса, в особой усмешливой манере его общения с «актрисками», снисходительной любезности такая веселая и обаятельная самодостаточность, жажда наслаждений, гурманство в проживании каждого момента жизни, что он невольно заставляет следить за собой. В этом мире страстей и интриг, метаний и нелегких решений он открыл смысл жизни в самой жизни, в тех наслаждениях, которые она дарит. Подколесин — роль давняя, отмеченная премиями, выстроенная С.Арцибашевым с пониманием органики актера. Спектакль не стареет, хотя он — из долгожителей. Костолевский блестяще воплощает тип бесцельного мечтателя, человека, боящегося всяких изменений, ужас перед самой жизнью с ее взлетами и падениями, обманутыми надеждами и пустыми обещаниями. Он увлекается на миг — и отступает перед возможными проблемами. 

Актерская судьба Игоря Костолевского сложилась счастливо. Он сыграл серьезные роли мирового репертуара, ему довелось участвовать в постановках по лучшим пьесам современного репертуара, он смело экспериментировал. Хорошо образованный мальчик из московской семьи, он придирчиво отбирает роли в театре и кино, и, как правило, не ошибается. Он начал учиться в строительном институте, но вскоре бросил его, поступил в ГИТИС на актерско-режиссерский очень сильный курс Андрея Гончарова. В 1973 году вместе с сокурсниками он покорил Москву дипломным спектаклем «Характеры» по рассказам В.Шукшина. На долю вчерашних студентов приходились массовки или эпизоды. У самого Гончарова Костолевский не сыграл ничего значительного, но успел поработать с П.Фоменко, раскрыв свой комедийный дар в роли Вово в «Плодах просвещения». Потом был уже упомянутый Кинг в спектакле «Смотрите, кто пришел». 

Во второй половине 1980-х Костолевский, испытывавший проблемы с ролями в родном театре, заключил контракт в Норвегии, уехал туда на полгода и сыграл одну из лучших своих ролей — Вестника в «Орестее» Эсхила в постановке Франсуа Роше, а после возвращения в Россию сыграл по приглашению режиссёра Петера Штайна тоже в «Орестее», но уже роль Аполлона. После этого у Костолевского начался весьма насыщенный и плодотворный театральный период: он занят в спектаклях «Кин IV» (Режиссер Т.Ахрамкова), где со свойственным ему изяществом, небрежной грацией играет короля Генриха 4. Он становится Хельмером в «Норе» Ибсена (режиссер Л.Хейфец), играет Подколесина в «Женитьбе» в Театре на Покровке (режиссер С.Арцибашев), участвует в спектакле «Арто и его двойник» у режиссёра Валерия Фокина, а также во множестве других. Его героями становятся чуть насмешливые интеллектуалы, уверенные в себе победители. Он умеет на сцене мыслить, делая процесс интеллектуального постижения жизни эмоционально захватывающим. 

Плодотворными для него стало первое десятилетие нового ХХ1 века. В спектаклях Сергея Арцибашева он играет Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых». Страстный монолог о слезинке ребенка он произносил, спустившись в зрительный зал, и увлекал энергией мысли, взыскующей правды, и потрясал теми безднами, куда заглянул этот человек, возомнивший, что ему все дозволено. Он сумел быть убедительным, играя пафосную роль обличителя губернатора из второго тома «Мертвых душ». Свой недюжинный комедийный дар, талант характерного актера он блестяще раскрыл в роли «прорехи на человечестве» странного существа Плюшкина в «Мертвых душах», где не побоялся спрятать свою привлекательную внешность, завернувшись в тряпье. В роли другого гоголевского героя Ивана Ивановича («Повесть о том, как поссорились....») он нашел неожиданные краски, благодушия, довольства, желчности, отчаянья... 

Сейчас он репетирует роль...Канта. Смелый выбор, но Игорь Костолевский никогда не боялся экспериментировать, искать новые краски, решать трудные задачи. 

«Планета красоты», Валентина Федорова

×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо