В Театре им. Вл.Маяковского состоялась премьера - на мой взгляд, чрезвычайно важная не только для этого коллектива, но и для сегодняшнего отечественного театра, словно между молотом и наковальней, очутившегося между традициями психологического театра и формалистическими поисками в духе «крутого» поставангарда.
Спектакль по пьесе известного во всем мире израильского драматурга Ханоха Левина «На чемоданах» поставлен молодым режиссером Александром Коручековым в содружестве и абсолютном сотворчестве с художниками Натальей Войновой и Сергеем Скорнецким и композитором Дмитрием Катхановым. То, что творчество этого драматурга, безвременно скончавшегося 12 лет назад, наконец-то дошло и до России, вызывает лично у меня большую радость, потому что с драматургическим и даже режиссерским талантом Ханоха Левина мне посчастливилось познакомиться несколько лет назад в Израиле на фестивале современной израильской драматургии. Искусствовед Михаэль Эндельзац прочитал тогда замечательную лекцию о творчестве того, чьим именем назван сегодня Институт израильской драматургии, сопроводив ее выступлениями артистов разных театров Израиля; Камерный театр Тель-Авива показал спектакль «Погребение» - пьесу Ханоха Левина по рассказам А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда» и «Тоска», им самим поставленный и сохраненный театром в репертуаре в память о замечательном драматурге и незаурядном режиссере. А потом нам довелось увидеть спектакль театра «Гешер» «Якиш и Пупче» - искрометную комедию, прочитанную Евгением Арье как клоунада в духе Федерико Феллини.
Таким образом перед нами предстали словно два полюса дарования драматурга, и это было чрезвычайно интересно! И вот теперь столичные зрители могут насладиться этим неожиданным для дня сегодняшнего, очень простым и очень печальным творчеством Ханоха Левина.
В блистательном переводе Аллы Кучеренко текст звучит удивительно просто, не напыщенно, естественно. И в каком-то смысле он внутренне, атмосферно смыкается с текстами А.П.Чехова, по всей вероятности, много обозначившего в драматургии Ханоха Левина.
Перед нами разворачивается жизнь одной улицы израильского городка - тусклая, вялотекущая, в сущности, пустая, но грустная и смешная одновременно. Жанр самим Ханохом Левиным определен как «комедия в 8 похоронах», и уже само это сопоставление невольно вызывает в памяти Чехова с его необычным ощущением понятия «комедия», с его тонким сочетанием иронии, юмора, светлой печали, абсурда действительности...
«Все очень несчастные, но забавные», - такими словами (вынесенными в программку) Ханох Левин определил своих персонажей, среди которых нет главных и второстепенных. И именно это свойство драматургии Ханоха Левина взял режиссер Александр Коручеков за один из эстетических законов своего спектакля - такого актерского ансамбля, должна признаться, я давно уже не видела! Все артисты играют так, словно в спектакле запечатлен фрагмент их собственной жизни - достоверно, просто, но в то же время уверенно и сильно. Может быть, лишь изумительная Майя Полянская достойна того, чтобы выделить ее - единственная бессловесная роль в спектакле, мать одного из персонажей, Беба поневоле кочует из дома престарелых в психиатрическую больницу с короткими остановками дома. Она отовсюду убегает, но сыну и его семье Беба не нужна - гораздо нужнее комната, которая с ее уходом освобождается для подросшего внука. Вот и бродит сгорбленная старушка с огромными и печальными глазами со своим чемоданом туда-сюда мимо автобусной остановки, а во взгляде ее плещутся тоска и боль. Боль от мысли о так завершающейся жизни. И ловишь себя на том, что смотреть на ее словно окаменевшее лицо больно и страшно - может быть, от того, что слишком часто проходим мы равнодушно мимо чужого горя?..
Спектакль начинается с того, что в зал кинотеатра вбегает юная пара и, едва дождавшись начала демонстрации фильма, начинает самозабвенно целоваться. Это Нина (Наталья Палагушкина) и внук той самой Бебы, Зиги (Роман Фомин). Такие юные, чистые, беззаботные, что невольно улыбаешься, следя за ними. Мы ничего не знаем об этих полудетях и невольно готовимся стать свидетелями трогательного романа, венчающегося свадьбой, - но ничего не предполагаем о развитии этого маленького сюжета: Нина уедет из городка с врачом, с которым познакомится на дискотеке, Зиги попадет под влияние гомосексуалиста, излечится от заикания и в вызывающем меховом пальто отправится за своим возлюбленным в далекие края, откуда вскоре вернется разочарованным в жизни, вновь начавшим заикаться...
Геня Гелертнер (великолепная работа Евгении Симоновой), мрачная вдова, уборщица в кинотеатре, готовящаяся каждый день к смерти и изводящая своего сына Эльханана (очень выразителен Алексей Дякин) раздраженными разговорами о своих болезнях, которая на каждые похороны торжественно выставляет на авансцену два горшка с цветами и садится в кресло, чтобы послушать «проникновенную речь» из одного предложения Альберто Пинкуса (ювелирно лепит свою роль Юрий Коренев)... Дочь Шабтая Шустера (интересная работа Виктора Власова) и Бьянки (Александра Ровенских блистательно ведет свою партию), старшая сестра Нины Белла (Зоя Кайдановская, очень органичная и сильная роль), ощущающая себя никому не нужной и в какой-то момент отбивающая у матери ее возлюбленного, профессионального утешителя вдов Пинкуса, а потом все-таки покидающая ненавистный городок, спящий каким-то вечным, беспробудным сном... Родители Зиги, безвольный подкаблучник Муня (Александр Шаврин играет глубоко и сильно) и Лола (Елена Мольченко ярко рисует женщину с железным характером и полным отсутствием каких бы то ни было чувств), не понимающие, не ощущающие друг друга... Несчастная семья Хофштаттеров, в которой родители (замечательные работы Юрия Никулина и Светланы Кузнецовой) ждут свадьбы сына Амации (Андрей Гусев играет очень просто, но ярко), а дожидаются онкологической операции и смерти юноши, вскоре за которым следует в мир иной и отец... Мотке Цхори (Вячеслав Ковалев очень интересно выстраивает процесс внутреннего пробуждения своего персонажа), его скандальная жена Ципора (Наталья Коренная) - пожалуй, единственные из жителей этой улицы, которые никуда не стремятся уехать, рожают детей и даже обретают славу, когда вместо умершего Пинкуса Мотке начинает произносить речи на похоронах; цветистые, словно кавказские тосты... Брат Мотке, горбун Авнер (очень хорош в этой роли Игорь Марычев), любящий Беллу, но совершенно не нужный ей, как не нужен он и семье брата...
А поистине изумительная Проститутка (Татьяна Орлова)! Деловая, не тратящая слов и жестов на соблазнение потенциальных жертв, а действующая прямо и откровенно - она покоряет своей мимикой, точно отработанными движениями и четко сформулированными предложениями, а в какой-то момент не выдерживает и жалуется, что в этом городишке на хлеб-то еле заработаешь, и отбывает в Швейцарию искать свое благополучие...
Вот они все, «очень несчастные, но забавные» каждый по-своему, воссозданные блистательным актерским ансамблем. И Александр Коручеков бережно и вдохновенно рисует пространство их жизни, их иллюзий и надежд, точно зная, что ничего и никогда не изменится. Надо очень любить героев и играющих их артистов, чтобы поставить такой волнующий, чувственный и взывающий к размышлениям спектакль!
...Когда кто-то из персонажей умирает, после похорон он проходит, танцуя, из края в край сцены - в белых одеждах, просветленный, улыбающийся, под чарующую музыку Дмитрия Катханова. Освободившийся от всех пут и тягот земной жизни. А в финале опустится экран, и мы увидим их всех вместе там, в ином бытии, в ином пространстве, где живут наши души, такими же счастливыми, соединившимися, излучающими свет покоя и вечности. А над ними будут, покачиваясь, висеть в прозрачном воздухе белые воздушные шары...И Геня со своим давно умершим мужем Цви (Алексей Фурсенко) будут звать к себе сына Эльханана. И молодой мужчина вскарабкается на лесенку, уже почти сделает шаг туда и... поймет, что ему еще рано, но он обязательно придет к своим родителям. Позже... Немного позже...
Этот финал каждого, кто терял близких, ударит резко и болезненно. И - одарит такой необходимой надеждой...
Спектакль «На чемоданах» - серьезная и принципиальная удача Театра им. Вл.Маяковского и молодого режиссера Александра Коручекова. И после него еще очень долго думается о том, что наша жизнь, где бы она ни протекала, куда бы мы ни стремились, это существование «на чемоданах». Плохо это или хорошо, кто знает? Важно помнить слова Мотке Цхоре: «Господи, сделай так, чтобы мы помнили этот катафалк и эту простыню между похоронами...» Потому что именно между ними и протекает то, что является самым главным, - Жизнь...
Наталья Старосельская, "Страстной бульвар, 10", выпуск №9-149 (2012)