«Современник»: Михаил Ефремов на гей-параде
Первой премьерой сезона станет спектакль по Александру Островскому «Поздняя любовь». Режиссер Егор Перегудов — адепт психологического театра и «аккуратист», однако в «Современнике» уверяют, что совсем традиционным спектакль не будет. Декорации придумывает Мария Трегубова, одна из лучших учениц режиссера-художника Дмитрия Крымова — а это человек, для которого визуальные впечатления зрителя первостепенны. В главных ролях (несимпатичных провинциалов, обуреваемых жаждой наживы) Алена Бабенко, Василий Мищенко и другие звезды. Премьера 7 октября.
До Нового года (ориентировочно декабрь) ждем спектакль Сергея Газарова по новой комедии Александра Галина «Парад» — о том, как провинциальный чинуша с женой попал на гей-парад. В главной роли заявлен Михаил Ефремов, его сына на сцене сыграет сын в жизни Никита Ефремов. Предвкушаем — должно быть весело.
«Ленком»: Сорокин в постановке Захарова
Наверное, самая интригующая премьера декабря — «День опричника», антиутопия Владимира Сорокина про Россию 2027 года в ироничной режиссуре самого Марка Захарова. Зрители увидят один рабочий день государева человека Андрея Комяги. В плане: «сжечь дотла дом изменника родины, разобраться с шутами-скоморохами, слетать по делам в Оренбург и Тобольск, вернуться в Москву, отужинать с Государыней, а вечером попариться в баньке с братьями-опричниками». О распределении ролей пока ничего неизвестно, но в спектакле о новой монархии наверняка сыграют ленкомовские звезды. Нас ждет один из самых ярких спектаклей последних лет; Захаров вынашивал его замысел девять лет.
РАМТ: бродвейский хит
Худрук театра Алексей Бородин ставит «Демократию» Майкла Фрейна (к слову, безоговорочный хит в Лондоне и на Бродвее). Это история головокружительного взлета и не менее стремительного падения донкихота европейской политики, канцлера Вилли Брандта, положившего начало объединению двух Германий. Повествование ведется от лица его «верного Санчо Пансы» — шпиона Гюнтера Гийома. Выбранный жанр — шпионский детектив «в обнимку» с психологической драмой, где герои газетных заголовков предстают перед зрителем неуверенными в себе людьми, живущими не своей жизнью. В главных ролях «первачи» рамтовской труппы Илья Исаев и Петр Красилов. Премьера 14, 15 октября.
«Театр наций»: Чехов плюс Кулябин плюс Миронов
Самый «европейский» из московских театров готовит театралам сразу три подарка. Первый — эпатажный перформанс «Заводной апельсин» Филиппа Григорьяна (того самого, который поставил «Женитьбу» с Ксенией Собчак в роли свахи). Режиссер-экспериментатор пропустил текст культового романа Энтони Бёрджесса про подростка Алекса и его тягу к насилию через Google Translate и уверен, смыслы будут понятны и так — через визуальные, звуковые и пластические образы. Премьера 17-19 сентября.
В октябре на Основной сцене покажут «Ивонну, принцессу Бургундскую» в режиссуре европейского мэтра Гжегожа Яжины. Он представит свою версию драмы классика-абсурдиста Витольда Гомбровича. Традиционного прочтения истории про безумную королевскую семью ждать не стоит, в театре обещают «нечто среднее между комедией и психологическим триллером». Время действия — современность. В ролях звезды современного российского театра: Александра Феклистова, Агриппина Стеклова, Сергей Епишев. Образ Ивонны (один из самых сложных в мировой драматургии — героиня не произносит на протяжении всего действия ни слова) исполнит Дарья Урсуляк, многие помнят ее по недавнему сериалу «Тихий Дон». Премьера 10-11 октября.
Ну а ближе к декабрю запланирован спектакль-бомба. Герой современного театра Тимофей Кулябин ставит пьесу «Иванов». Разочарованного в жизни, но обожаемого женщинами чеховского героя сыграет Евгений Миронов.
В этом году самому успешному театру Москвы исполнится 95 лет. Главное «угощение» по такому случаю — спектакль литовского мэтра и мастера сценических метафор Римаса Туминаса «Царь Эдип». Официально премьера уже состоялась: в июле вахтанговцы совместно с Национальным театром Греции произвели фурор в Эпидавре, отыграв спектакль в древнейшем амфитеатре мира (IV век до н. э.). Как «зазвучит» трагедия Софокла о царе-отцеубийце, женившемся на своей матери, не на открытой площадке, а в родных стенах, узнаем 13 ноября, в день рождения театра. В главных ролях Виктор Добронравов, Людмила Максакова, Евгений Князев.
«Гоголь-центр»: Чулпан Хаматова в гостях
Осенняя премьера «Гоголь-центра» состоится в рамках фестиваля «Территория». Режиссером спектакля «Мандельштам. Век-волкодав» выступает Антон Адасинский, создатель легендарного «Дерева» (это образцово-показательный пластический театр). Адасинский — ас в деле перевода сокровенных смыслов на язык человеческого тела, и очень может быть, что самих стихов мы не услышим. В одной из ролей впервые приглашенная в «Гоголь-центр» в качестве актрисы Чулпан Хаматова. Премьера 15, 16 октября.
Чуть позже в репертуаре появится спектакль Леры Сурковой «Персона» — театральный парафраз фильма Ингмара Бергмана об актрисе, решившей замолчать навсегда.
Обратите также внимание на постановку Александра Горчилина «Море деревьев» по новой пьесе Любы Стрижак. Речь пойдет о детях, попавших в полицейский участок. Остальные подробности (в том числе имена исполнителей главных ролей и точные даты первых показов) театр пока не сообщает.
«Студия театрального искусства»: Женовач ставит Булгакова
Ближе к декабрю Студия театрального искусства, получившая в прошлом сезоне статус федерального театра, покажет долгожданный спектакль по «Мастеру и Маргарите». Театралов ждет вольная композиция на основе романа, но три пласта романа Сергей Женовач обещает сохранить. Будет и про путешествие Воланда по Москве, и про неоконченный роман Мастера. Но главное — любовная линия, которую режиссеры обычно «выводят» на второй план. Имена исполнителей главных ролей держат в строжайшей тайне. За сценографию, как всегда, отвечает постоянный соавтор худрука СТИ Александр Боровский.
Центр им. Вс. Мейерхольда: юмор и музыка
Самая смелая труппа Москвы начинает сезон не просто с премьеры, с грандиозной новости: худрук Виктор Рыжаков объявил о создании новой театральной команды. Его студенты выпустились из Школы-студии МХАТ и стали самостоятельным театром под названием «Июльансамбль». 4 сентября их спектаклем «Современный концерт» ЦиМ открывает сезон. Молодая труппа собираются не рассказать, а спеть историю XX века.
А 22 и 23 октября фанаты драматурга и режиссера Саши Денисовой наконец смогут увидеть ее новый спектакль «Отель "Калифорния"» — надеемся, не менее остроумный, чем предыдущие. Премьеру о героях рок-н-ролла готовили весь прошлый сезон. Спектакль — оммаж хиту «Театра.doc» «Зажги мой огонь», в котором тоже фигурируют Дженис Джоплин и Джим Моррисон (к слову, они даже одеты в двух постановках одинаково). За безбашенную сценографию отвечают Шифра Каждан, Ксения Перетрухина, Леша Лобанов — художники, которые любой спектакль могут превратить в завораживающую инсталляцию.
«Практика»: новые резиденты
Осиротевший после отъезда Ивана Вырыпаева в Польшу театр все-таки остается в числе главных ньюсмейкеров осени. «Мастерская Дмитрия Брусникина» стала официальным резидентом театра. В октябре модная, постоянно мелькающая на глянцевых разворотах труппа покажет здесь «Кандида» по поэтической пьесе современных острословов и стихотворцев Андрея Родионова и Екатерины Троепольской, а в ноябре — «Чапаева и пустоту» по Пелевину. Переворот сознания после этих двух спектаклей с вами вряд ли произойдет, но настроение они вам точно поднимут. «Брусникинцы» на сцене — это гарантированный драйв и юмор.
«Сатирикон»: маски-шоу
Константин Райкин ставит героическую комедию Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» про носатого поэта, безответно влюбленного в кузину Роксану. Когда-то мэтр играл Сирано сам, теперь он отдал эту роль звезде своей труппы Денису Суханову (в очередь с ним сыграет Артем Осипов). Новомодных концепций не ждите, а вот лицедейства, ярких красок и остроумных гэгов будет в избытке. Дата премьеры пока неизвестна.
Театр Маяковского: «опасная» премьера
Главным спектаклем сезона в «Маяковке» станет «Изгнание» худрука Миндаугаса Карбаускиса по пьесе Марюса Ивашкявичюса. Это будет третья совместная работа литовских режиссера и драматурга на сцене Театра Маяковского. Если в центре спектаклей «Кант» и «Русский роман» находились фигуры мыслителей прошлого: Иммануил Кант и Лев Толстой, то пьеса «Изгнание» — про современность и проблемы мигрантов. Спектакль, по словам авторов, поднимет вопросы ксенофобии, терроризма, столкновения Запада и Востока. Премьера назначена на январь 2017 года.
Театр Пушкина: возвращение режиссера-бунтаря
В середине ноября всех фанатов одного из лидеров современной режиссуры Юрия Бутусова ждет новый опус — спектакль по ранней пьесе Бертольта Брехта «Барабаны в ночи». Главная тема — человек, восставший против социальной несправедливости. В спектакле сыграют звезда бутусовского же «Доброго человека из Сезуана»Александра Урсуляк, а также Александр Матросов, Вера Воронкова, Тимофей Трибунцев и др.
«Школа драматического искусства»: классика от Крымова
В декабре режиссер-художник Дмитрий Крымов продолжит серию изобретательных спектаклей для детей и подростков «Своими словами». Сразу после остроумного «Евгения Онегина» он выведет на сцену героев гоголевских «Мертвых душ». Обещаны куклы, артисты и самые фантастические сценические метаморфозы.
А в мае «крымовцы» презентуют «Бесприданницу» по Островскому. В главной роли любимица театральной Москвы, обладательница премии «Золотая маска» 2016 года и звезда фильма «Сталинград» Мария Смольникова.
Театр п/р Олега Табакова: новое здание
«Табакерка» начнет сезон с открытия нового и долгожданного здания «Сцены на Сухаревской» (исторический «подвал» на улице Чаплыгина продолжит работу, но получит название «Сцена на Чистых прудах»). 27 сентября здесь покажут ремейк знаменитого спектакля «Табакерки» — «Матросскую тишину» по пьесе Александра Галича о судьбе скрипача-еврея (главную роль в почившем шедевре играли Владимир Машков и Евгений Миронов). Олег Табаков выступает в роли режиссера, одну из ролей сыграет его сын — подающий большие надежды Павел Табаков.
Электротеатр «Станиславский»: «Тартюф» сегодня
Первым важным событием станет открытие Малой сцены (22 сентября), задуманной как площадка для режиссерских дебютов. В планах — 10 премьер за один сезон (!). На основной сцене в ноябре (8-12 ноября) Филипп Григорьян покажет свою версию мольеровского «Тартюфа». В театре уверяют, что зрителей ждет не спектакль, а шахматная партия. На вопрос, почему порядочные люди верят лицемерам, будет дано несколько ответов. Персонажи будут перемещаться во времени и пространстве, а на сцене Электротеатра выстроят сразу несколько параллельных миров. Григорьян, тяготеющий к жанру перфоманса и инсталляции, выступает и как художник-постановщик. А это значит нам стоит ждать интригующих визуальных эффектов.
МХТ им. Чехова: Вуди Аллен по версии Богомолова
Мхатовские планы на этот сезон — подарок театралам. Главный enfant terrible московской сцены Константин Богомолов покажет сразу два новых спектакля. В ноябре на Малой сцене — собственную версию пьесы «Централ ПаркВест» Вуди Аллена (программное заявление — сохранить «легкое дыхание» и не вытаскивать социальные и любые другие подтексты из обычной комедийной мелодрамы; на главные роли назначены Игорь Верник, Марина Зудина, Александра Ребенок и Андрей Бурковский). В январе в планах — «Дракон» по текстам Евгения Шварца. Здесь без радикальных концепций не обойдется, подзаголовок премьеры — «фантазия Константина Богомолова». Подающий большие надежды молодой режиссер и актер Александр Молочников после успеха своего спектакля-кабаре о Первой мировой войне, решил поставить продолжение — об Октябрьской революции (спектакль по примеру первой части ( «19.14») будет называться «19.17»). Новую работу покажет питерский мэтр Юрий Бутусов (название пока в секрете). А сентябре всех поклонников мюзиклов ждет мировая премьера спектакля «Гордость и предубеждение» по роману Джейн Остин.
Планы «Мастерской Петра Фоменко» появятся в этом обзоре сразу после того, как в театре пройдет сборы трупп (в первой половине сентября).
Наталья Витвицкая, «Ваш досуг»