Макар, как произошло твое знакомство с театром?
Мой отец (актер Виктор Запорожский – прим. ред.) работает в театре им. Маяковского с 1984 года. Мы с братом (актер Кирилл Запорожский - прим. ред.) играли в театре детские роли, часто ездили с отцом на гастроли. Так что с театром я познакомился давно.
Помнишь свою первую роль?
Моя первая роль была в спектакле "Кин IV" про знаменитого английского актера, друга Уильяма Шекспира. Я играл Кина V, сына Кина IV, который вел разгульную жизнь. А моей матери (по сценарию) приходилось делать вид, что в их семье все в порядке, так как они жили в высшем обществе. И вот первый спектакль, мне было, по-моему, семь лет, и я неожиданно прямо на сцене описался в костюм. Почему, не помню. Вот такой первый опыт игры на сцене.
Ты не жалеешь, что так рано попал в театр?
Совсем нет. У меня было удивительное и счастливое детство.
Какие методы воспитания использовали твои родители?
Родители воспитывали нас с братом довольно строго. Мы, конечно, были хулиганами. Папа часто не мог найти с нами общий язык, ругал нас, иногда ремень брал в руки. Потом жалел об этом, сокрушался "как же так, почему я не могу нормально общаться со своими детьми", задаривал нас подарками. В общем, он честно и отчаянно пытался найти правильные методы воспитания.
Как ты смотришь на такое строгое воспитание?
Я считаю, что это правильно. Я благодарен отцу за такое воспитание. А как еще можно было усмирить двух мальчишек? Я анализировал свое поведение, их реакцию и понял, что все было правильно. Благодаря этому воспитанию я и стал тем, кем я стал.
Где тогда проходит эта грань между вынужденным наказанием в воспитательных мерах и реальным жестоким обращением с детьми?
Мне кажется, если ты любишь своего ребенка, ты никогда не перейдешь через эту границу. Можно наказать в воспитательных целях за плохое поведение, но нельзя оскорблять человеческое достоинство, грубить и откровенно унижать. Поступая так, родители теряют собственное достоинство. Мои же родители всегда относились ко мне с уважением, что культивировало и во мне такое же отношение к ним. И сейчас мы очень близки и дружны.
Если бы твои родители консультировались с психологом, можно было бы совсем избежать наказаний?
Может быть. Но не все доверяют психологам, да и среди психологов есть непрофессионалы. Главное, как мне кажется, в воспитании детей руководствоваться сердцем. И если оно подсказывает, что нужно обратиться за помощью - значит нужно.
Как ты думаешь, как театр влияет на ребенка? И нужно ли вообще вести ребенка в театр?
По-разному. Но, конечно, дети все чувствуют. И даже малейшее изменение на сцене влияет на них. Вести в театр обязательно нужно. И как раз посмотреть, как театр на него повлияет. Если не понравится, значит – не понравится. Мне кажется, заставлять не стоит. Главное – нужно больше читать. А театр – это уже на любителя.
А как можно подготовить ребенка к первому походу в театр? Что сказать ему?
Лучше ничего не говорить. Нас даже учили (в ГИТИСе на актерско-режиссерском курсе): нужно ставить спектакль на нулевого зрителя, который не то чтобы не читал, о чем спектакль, а вообще первый раз пришел в театр.
Расскажи про спектакль "Мама-кот". Как шла подготовка, ведь это детский спектакль, а детские спектакли имеют свою специфику?
В нашем театре были две детские сказки. Одной – 10 лет, другой – 20. И художественный руководитель (Миндаугас Карбаускис – прим. ред.) решил снять одну из них и поставить что-то новое. А тут у одного артиста нашего театр (он иногда пишет пьесы, инсценировки) оказалась инсценировка по пьесе чилийского писателя Луиса Сепульведа. Он принес ее худруку, и тот согласился ее поставить в театре.
Нам очень повезло, потому что режиссером спектакля стала Полина Стружкова, которая давно ставит детские спектакли, и много изучает тему детского театра. Например, она проводит интересные мастер-классы: родители приводят детей, оставляют их на несколько часов, а когда возвращаются, дети показывают им настоящий спектакль. Причем спектакль – это всегда история, придуманная прямо на месте, во время мастер-класса. И подача этих спектаклей довольно современная.
С нами она работала серьезно, делала много замечаний. Мы старались сделать хороший спектакль, интересный не только для детей, но и для родителей.
Когда ты готовишься к детскому спектаклю, не так важно, какой опыт у тебя, какой багаж за спиной, а главное – быть искренним, открытым. Все видеть, слышать, быть внимательным. В детском спектакле ты не имеешь право на ошибку. Это же детишки, они все за чистую монету принимают. Поэтому больше взаимодействия с залом, больше ответственности.
Какая у тебя роль в спектакле?
Я сначала репетировал главную роль, кота Зорбаса. А потом актер, который должен был играть кота-книгочея, ушел из театра. И мне пришлось занять его место. Вместе со всеми актерами мы много работали над пластикой, придумывали образы, характеры. В своем герое я пытаюсь создать идеалистический образ, такой всезнающий кот, очень честный и искренний, говорит то, что думает. А думает он всегда правильные вещи. Такой вот кот "без кожи".
О чем самом главном создатели спектакля хотели сказать детям?
Об ответственности, конечно!
Ты играешь в новом молодежном сериале "Молодежка". Играешь вратаря хоккейной команды. Как думаешь, такой формат – молодежный сериал – должен нести какую-то социальную функцию? И что несет этот сериал именно для молодежи?
Мне кажется, социальную функцию должно нести все. Разница в том, какую именно. Когда читаешь, например, "Бесприданницу", ты понимаешь весь глубокий морально-нравственный смысл произведения.
А такой сериал, как "Молодежка", который с коммерческой стороны должен понравиться разным слоям населения, и несет в себе много всего. И для каждого он должен говорить о чем-то своем.
Насчет влияния на молодежь, расскажу такую историю. Одна школьница как-то написала нам сообщение о том, какой это замечательный сериал. У нее был очень недружный класс, общались по группам, пока она однажды не рассказала своей подруге, что смотрит "Молодежку", та - еще кому-то из класса. И в итоге весь класс стал смотреть, обсуждать и это их в итоге сплотило. Значит, какое-то положительное влияние есть.