21 мая в Театре имени Владимира Маяковского состоялась премьера спектакля «Московский хор» по одноименной пьесе драматурга, поэтессы, сценариста Людмилы Петрушевской. Постановщиком стал молодой режиссер Никита Кобелев. В его «Московском хоре» играют ведущие актрисы театра Евгения Симонова и Татьяна Орлова.
Пьеса о семье
Долгое время произведения Людмилы Петрушевской были под запретом. После дебюта в ленинградском журнале в 1972 году писательницу не печатали более 10 лет, а спектакли по ее пьесам снимали с репертуара театров. Все изменилось в годы перестройки. Сегодня работы Петрушевской хорошо известны не только в России, но и в мире. Они переведены более чем на 20 языков.
Главная пьеса 1980-х — так называют знаменитый «Московский хор», самое масштабное сочинение Петрушевской. Пьеса рассказывает о нескольких днях жизни столичной семьи во времена хрущевской оттепели.
На дворе 1956 год. В обычной квартире, где со взрослым сыном и его семьей живут бойкая старушка Лика, а также ее сестра и племянница, вернувшиеся из ссылки, разворачивается настоящая коммунально-бытовая война. Лика старается примирить некогда родных людей, но у нее ничего не выходит.
Все герои также поют в самодеятельном хоре и готовятся к важному выступлению. Они научились слышать друг друга на репетициях, но не в жизни.
От МХАТа до Театра Маяковского
«Московский хор» до этого ставили в театрах всего два раза. Впервые за эту пьесу взялся Олег Ефремов. Это было в 1988-м, через год после того, как МХАТ СССР имени М. Горького разделился на два театра. Одним из них (сейчас это МХТ имени Чехова) руководил как раз Олег Николаевич.
Роль Лики исполнила Ангелина Степанова. Она не понаслышке знала, что такое настоящая семейная трагедия: пережила смерть старшего сына и самоубийство мужа. Позже роль Лики в спектакле играла народная артистка СССР Ия Саввина.
Народная артистка России Евгения Симонова, которая играет Лику в Театре имени Маяковского, посмотрела версию Додина несколько раз.
«Мне очень понравился спектакль. Я думаю, когда пьеса настоящая, ее можно ставить по-разному. Я, например, могу сказать, что от той героини я тоже что-то попыталась взять. Я не считаю это зазорным — все равно абсолютно так же я не сделаю», — отметила актриса.
Режиссер Никита Кобелев
Никита Кобелев работает в Театре имени Маяковского уже шесть лет. За это время поставил девять спектаклей. До него никто в России не брался за «Сказки Венского леса» австрийского драматурга Эдена фон Хорвата. Первым в нашей стране он поставил книгу американского нейропсихолога Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу». Спектакль вошел в лонг-лист «Золотой маски» как одно из самых заметных событий театрального сезона-2016/2017. А еще Кобелев первым в мире взялся за семейную сагу «Бердичев» Фридриха Горенштейна.
К «Московскому хору» режиссер присматривался давно. Для него это возможность по-новому посмотреть в прошлое.
«Пьеса меня не отпускала. Я откладывал ее в сторону, но потом снова к ней возвращался. Мне показалось, что раз уж сейчас нет спектакля Додина, нам имеет смысл попробовать. К тому же сегодня снова актуально переосмысление советского времени», — считает режиссер.
В главных ролях
Евгении Симоновой симпатична ее героиня, которая по-своему заботится о близких, желает всем добра.
«Я играю мать, которая любит сына, свою семью, делает отчаянные попытки удержать всех вместе. У нее не очень получается, но она продолжает бороться», — говорит актриса.
В роли сына главной героини — Михаил Евланов («9 рота», «Обитаемый остров», «Брестская крепость»). Он вернулся на театральные подмостки после многолетнего перерыва.
«Честно говоря, я играю самого себя, поэтому мне не пришлось ничего придумывать. Например, у меня тоже пятеро детей, как и у моего героя. Все очень похоже», — рассказывает актер.
У заслуженной артистки России Татьяны Орловой роль Неты, сестры Лики. Она вносит свою лепту в междусемейные отношения, которые день ото дня становятся все хуже. «Моя героиня уничтожает все вокруг себя — и даже собственных детей. Это недопустимо», — говорит актриса.
Необычное решение
Во время спектакля на зрительских местах — ни одного зрителя. Вместо них на креслах расположились старый диван, этажерка, старинный торшер, стол, заваленный всякой всячиной, — как будто прямиком из советского времени. Актеры передвигаются между рядами.
Переместить действие в зал, а гостей — на сцену предложила латвийская художница Моника Пормале. Идея сразу понравилась и режиссеру, и артистам.
«Я люблю все новое, это всегда очень интересно. Но сначала было трудно привыкнуть, ведь эта конструкция, когда сцена выше зала, складывалась веками. Мне кажется, эксперимент удался», — считает Евгения Симонова.
Михаил Евланов, последние годы работавший исключительно в кино, шутит: хотел вернуться на сцену, а получилось — в зал.
На самом верхнем ярусе зала — портреты Вольфганга Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха, Джованни Баттисты Перголези и Роберта Шумана. Их музыка, прописанная в ремарках в пьесе, звучит в спектакле. Несколько отдельных мест в зале занимают фотографии из семейных архивов актеров.
«Здесь фотографии моей мамы Ольги Сергеевны, деда Станислава Бенедиктовича Станкевича, который был расстрелян в 1937 году. И для меня это необычайно важно», — рассказала Евгения Симонова.
Никита Кобелев считает, что благодаря снимкам спектакль становится личной историей для зрителей.
В следующий раз «Московский хор» покажут 5 и 15 июня.
«Mos.ru»