После смешного представления «Мама-кот» тут состоялась премьера удивительно поучительного и остроумного спектакля «Фабрика слов» по пьесе Аньес де Лестрад, адресованного не только маленьким зрителям, но и тем, кто давно вырос из коротких штанишек, а так же некоторым авангардистам, считающих, что современный театр может прекрасно обходиться без слов, замененных пластикой и художественными инсталляциями.
Выпускница курса Олега Кудряшова в ГИТИСе, взявшая от мэтра все, что может пригодиться в игровой структуре, в том числе «работу актера над собой», не мудрствуя лукаво и отвергая правдоподобие в сценическом пространстве, пошла по пути озорного лицедейства, бурлеска, русского, если так можно сказать, Дель - арте. Поэтому все персонажи в какой-то степени напоминали клоунов, а может быть и петрушек площадного театра. Милое семейство, состоящее из папы, мамы и двух великовозрастных детей, задержавшихся в нежном возрасте, воюет с богатым бизнесменом, решившем скупить все слова, которые есть в мире. А значит - лишить бедняков самого главного – вербального существования, мысли, запечатленной в слове. Из-за этого можно только приблизительно понимать, чего хочет каждый член семьи, поскольку мычание расшифровать нельзя. Конечно, тут на помощь приходит пластика тела, язык знаков, подобно глухонемым. Но этого мало для человека, одаренного слухом, ему хочется превращать звуки в орнаментальную словесность. Но вот беда – каждое слово, в виде светящегося крошечного шарика, упрятано в секретном сейфе, ключи от которого находятся у богача. Только на три слова: вишня, пыль и стул у бедняков хватает денег, но ведь этого мало, чтобы выразить то, что лежит на дне души, что превращает человека в homo sapiens.
Ко всему прочему на сцене среди ржавых труб и металлических бочек появляется девочка на трехколесном велосипеде, которая подобно кукольной Мальвине, дарит ослепительные улыбки на право и на лево, и, конечно же, сын богача, эдакий неповоротливый увалень, тоже не прочь пофлиртовать с ней. И вот тут противостояние двух кланов приобретает особую остроту, в ход идут кулаки, обманки, издевки, соревнования, кто хитрее и сильнее. Естественно побеждает тот, кто прошел жесткие испытания голодной жизни, кому нечего терять кроме улыбки, поскольку у него даже нет возможности говорить, говорить свободно без страха и упреков. И вот тут, совершенно неожиданно, можно сказать, на уровне телепатии, то есть, через магические сигналы души влюбленный мальчишка с помощью трех слов: вишни, пыли и стула посылает кардиограмму собственного сердца той, кто стала его хозяйкой. Веселая притча заканчивается счастливым финалом, как и положено сказке, напоминая зрителям всех возрастов, каким богатым даром они обладают, - даром живого слова.
Любовь Лебедина, «Трибуна»
Оригинальный адрес статьи