В этом сезоне в труппу «Маяковки» приняты выпускники Театрального института им. Щукина, Школы-студии МХАТ, Высшей школы сценических искусств Константина Райкина: Алена Васина, Анна Лобоцкая, Кира Насонова, Мамука Патарава, Олег Сапиро, Никита Языков.
Редакция NOW поговорила с молодыми актерами о вдохновителях, постановках мечты и закулисных ритуалах.
— Каково ваше первое впечатление от работы в труппе «Маяковки»? Что вас привлекло в этом театре?
Кира Насонова: В большей степени меня привлекла команда. Изначально я боялась, что меня могут не принять или возникнут какие-то сложности. Но на деле оказалось, что в театре работают добрые люди со светлыми побуждениями, и они заинтересованы в том, чтобы у тебя было все хорошо.
Анна Лобоцкая: Для меня всегда очень важны отношения между людьми. И именно в нашем театре отношения семейно-теплые: все готовы тебе помочь, хотят, чтобы ты раскрылся.
Алена Васина: Я благодарна, что Егор Перегудов поверил в меня. Репетиции проходили легко, он окружил нас заботой, трепетом, любовью. Поэтому мое первое впечатление было, что Театр Маяковского — это семья.
Мамука Патарава: Я пошел в театр за художественным руководителем Егором Перегудовым. Первый спектакль, «Палата №6» Евгения Закирова, получился камерный, поэтому с труппой я познакомился не сразу. А вот работа Сергея Урсуляка «Другая сказка» дала мне возможность узнать половину артистов театра, и выпускали мы ее дружно.
Никита Языков: Мне понравилось, что в «Маяковке» к нашему специальному показу, а выпускники проводят их обычно в нескольких театрах, отнеслись внимательно и чутко. А еще привлекло то, что с приходом Егора Перегудова театр стал обновляться, здесь начали ставить современные режиссеры.
Олег Сапиро: «Маяковка» — это тот театр, где людям друг на друга не все равно. Взрослые актеры учат молодых, но не навязчиво, а очень тактично, пытаясь показать какие-то приемчики. Это очень ценно.
— Какие роли или проекты вы надеетесь исполнить в театре? Есть ли какие-то конкретные пьесы или режиссеры, с которыми вы мечтаете сотрудничать?
Кира Насонова: Пока я молодая актриса — мне интересно все. Точно хотела бы поработать над любой из пьес Шекспира.
Анна Лобоцкая: Конечно, хотелось бы играть большие роли, как, мне кажется, и всем. Но если с режиссером и партнерами есть коннект, то любая роль может быть интересной. Я бы хотела поработать как можно с большим количеством людей, чтобы набраться опыта и узнать что-то новое.
Алена Васина: У меня никогда не было роли мечты. Не знаю, с чем это связано, но, может быть, я к этому еще не пришла. Если говорить о режиссерах, с которыми я хочу работать, то это Юрий Квятковский и Марина Брусникина. Также меня вдохновляют Ян Фабр, Дмитрий Крымов, Юрий Бутусов и Кирилл Серебренников. И молодой режиссер Арсений Мещеряков – мне нравится направление, в котором он развивается.
Мамука Патарава: Я парень амбициозный, играть хочу много и претендовать на многое. Мне нравится классика, люблю Шекспира. А вот современная драматургия интересует в меньшей степени. Сложно сказать, с какими режиссерами я хотел бы сотрудничать — своего мастера нужно искать в работе, и кто знает, на каком этапе он мне попадется.
Никита Языков: Я бы хотел больше работать с режиссерами-экспериментаторами, а играть хотелось бы Чехова, потому что он вечен, и как раз интересно попробовать интерпретировать его пьесы с какого-то другого ракурса. Еще очень классно было бы сыграть роль по роману Виктора Пелевина. И, конечно, роли, к которым подойдет моя фактура. Во мне 205 сантиметров роста, и я, к сожалению, могу не все играть, так как есть моменты, когда перегружаю своей фактурой пространство.
Олег Сапиро: Классно, что есть возможность работать с Егором Перегудовым. Или, например, недавно мы выпустили «Другую сказку» с Сергеем Урсуляком, который проявился как театральный режиссер только сейчас и, как он сам говорит, в первый и последний раз. Приятно быть частью такого эксклюзива. Но я не могу сказать, что на данный момент есть мечта работать над какой-то конкретной пьесой или с каким-то конкретным режиссером.
— Как вы справляетесь с нервозностью перед выступлениями или репетициями? Есть ли у вас какие-то ритуалы или подходы, которые помогают вам сосредоточиться и оставаться уверенным на сцене?
Кира Насонова: Практически на каждом спектакле у меня есть какая-то штучка, которую я всегда делаю. Допустим, перед «Лесом», когда уже начинает подниматься занавес, я опускаю руки в воду (Вода на сцене является частью сценографии спектакля. — Прим. ред.) сбоку сцены и представляю, что с этим пространством у нас одна энергия.
Анна Лобоцкая: Я не знаю ни одного человека, который бы не переживал перед выходом на сцену, потому что это все равно всегда по-новому, всегда страшно. Но это приятный страх. В моей жизни есть один мудрый и любимый человек, который когда-то мне сказал, что свой страх нужно нанимать и что он может помочь сыграть лучше. У меня есть микроритуальчик, который мне помогает: перед спектаклем я сажусь на корточки, держусь за сцену и разговариваю с ней.
Алена Васина: Занимаюсь речью и делаю артикуляционную разминку, чтобы быть уверенной, что я готова. Разминаю тело, делаю приседания, отжимания, растягиваюсь, чтобы избавиться от телесных зажимов. Иногда смотрю интервью. В последнее время это были интервью Дмитрия Брусникина с разговорами о театре и о профессии – меня это вдохновляет. Также слушаю музыку — определенную к каждому спектаклю, которая настраивает на нужный лад. Например, в моем трек-листе есть Людовико Эйнауди, Алла Пугачева, Big Baby Tape и «Бомба-Октябрь». А еще просто вспоминаю про себя, думаю, что я хочу сегодня сказать, что меня волнует, и со всем этим выхожу на сцену.
Мамука Патарава: Мой студенческий мастер Анна Дубровская когда-то подарила мне камень. Я его кручу перед спектаклями и стараюсь носить его с собой в сумке всегда. А еще этой осенью мои однокурсники после предпоказа «Палаты №6» подарили мне маленькую вязаную пчелу как символ, что я трудяга. Ее я теперь тоже ношу с собой, а перед спектаклем забавы ради кладу на гримерный столик.
Никита Языков: Я вообще очень ответственный человек в этом плане, целый день посвящаю выходу на сцену. Ночью повторю текст, утро начинаю с правильного завтрака, проверяю все смыслы и вспоминаю, о чем буду играть. За час я обычно люблю помолчать. Обязательно пью кофе и ем что-то сладкое. Могу постоять в планке и размяться. Очень важно войти в состояние потока, чтобы быть уверенным в себе и ничего другого не ощущать.
Олег Сапиро: Есть какие-то стандарты: пройти на ножках все перед спектаклем, повторить текст. Но традиций или ритуалов нет, или я их пока не выработал.
— Каких артистов или режиссеров считаете своими вдохновителями? Есть ли какие-то конкретные театральные произведения или представления, которые оказали на вас сильное впечатление?
Кира Насонова: Не могу сказать, что у меня есть любимые режиссеры или спектакли. Есть работы, в которых я открыла для себя что-то новое. Например, первое большое впечатление в осознанном возрасте – это «Бег» Юрия Бутусова в Театре Вахтангова. Для меня это был шок. Что-то похожее у меня было на «Войцеке» Филиппа Гуревича в нашем театре, когда в груди происходит что-то невероятное. Еще мне нравятся спектакли Дмитрия Крымова и Томаса Остермайера.
Анна Лобоцкая: Я не возвожу себе кумиров, потому что, если пытаться на кого-то равняться, можно выбрать случайно не свой путь. Каждый должен в своем темпе идти своей определенной дорогой. При этом я много хожу по театрам, стараюсь быть в курсе происходящего. Меня всегда вдохновляет хорошая актерская игра. Например, у нас в театре есть прекрасный спектакль «Август: графство Осейдж», и, смотря его, невозможно оторвать взгляд от Евгении Павловны Симоновой. Ты понимаешь, что это настоящий мастер.
Алена Васина: Из последнего, что меня вдохновило, это «Лес» Егора Перегудова. Поразила сценография: когда вода разлита на сцене, а на потолке отражаются блики, это очень-очень красиво. И я зарядилась игрой Ильи Никулина и Киры Насоновой, они вдохнули в меня энергию.
Еще я бы назвала «Занавес» Юрия Квятковского. Это спектакль-вербатим, большая документальная история, над которой я плакала от начала до конца. А также «Приглашение на казнь» Марины Брусникиной. Там прекрасны и сценография, и работа актеров, и хореография, и взаимодействие с текстом.
Мамука Патарава: Из советских артистов мне нравятся Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский. Благодаря последнему актеры вообще начали играть по-другому. Из сегодняшних артистов тоже есть те, на которых я смотрю и думаю: «Как он это делает?». Но нет такого, чтобы я воздвиг себе кумира.
Что касается спектаклей, которые оказали впечатление, то однажды в Улан-Удэ, где я тогда жил, приехали на гастроли три спектакля Римаса Туминаса: «Дядя Ваня», «Евгений Онегин» и «Анна Каренина». И на меня это произвело такое колоссальное впечатление, что я понял: надо ехать учиться в Москву.
Никита Языков: Моими главными вдохновителями являются мои мастера и педагоги: Марина Брусникина, Сергей Щедрин, Юрий Квятковский, Алексей Розин, Илья Барабанов, Алла Сигалова. Из актеров нравится Сергей Епишев, а один из любимых спектаклей — «Магадан/ Кабаре» в театре «Около дома Станиславского». В Маяковке очень нравится «Лес» Егора Перегудова, особенно игра Вячеслава Ковалева. Также вдохновляют некоторые работы Константина Богомолова, Дмитрия Крымова.
Олег Сапиро: Еще до поступления я просто обожал Олега Табакова. Для меня это ориентир в профессии, человек, к уровню которого надо стремиться. Выпустить такое количество учеников, руководить несколькими театрами, своей школой – это, на мой взгляд, просто парадокс. Из режиссеров я бы назвал Андрея Могучего и Дмитрия Крымова.