- Екатерина Николаевна, судьба бросила вам шикарный вызов. Директором вы стали в год столетнего юбилея Театра им. Маяковского. И, конечно же, счастье, что столь славную дату коллектив встретил не на чемоданах, не во Дворце на Яузе, а в своих родных стенах…
- Да, разговоры о реконструкции здания театра и временном переезде ходят уже давно, однако, в период пандемии стало очевидно, что в сложившейся ситуации вопрос ремонта откладывается на неопределенный срок. Так что столетний юбилей мы отметили на своей исторической сцене.
Конечно, мы мечтаем модернизировать театр, поменять коммуникации, реконструировать помещения, освежить интерьеры, но наше здание – объект культурного наследия федерального значения, расположенный в самом центре Москвы, что сильно осложняет проведение любых «работ»: процедура согласования с Департаментом культурного наследия, поиск альтернативной площадки и перенос спектаклей, многочисленные кадровые вопросы и т.п.
Поэтому в настоящий момент мы поддерживаем жизнеспособность здания собственными силами, тем более что команда у нас очень хорошая, квалифицированная, заботливо относящаяся ко всем внутренним системам театра.
Кроме того, благодаря Департаменту культуры города Москвы и поддержке заместителя Мэра Москвы Натальи Алексеевны Сергуниной мы получили в преддверии юбилея дополнительное финансирование, в связи с чем смогли обновить технологический парк нашего оборудования по свету, звуку и видео, что позволит нам сегодня, в юбилейном сезоне, и далее сохранять планку академического театра и играть спектакли на трех сценах на высоком художественном уровне, поскольку часть оборудования уже морально устарела. Предусмотренное финансирование позволит нам также выполнить давно запланированный ремонт системы водяного пожаротушения, модернизировать систему кондиционирования, провести ремонтные работы в зрительном зале, а также в фойе исторической сцены, в том числе открыть новое пространство театрального буфета, чтобы сделать пребывание наших зрителей максимально комфортным и напомнить им о великой вековой истории Театра Маяковского.
– Но все же для себя лично вы закрываете тему с ремонтом на какое-то количество лет или же будете потихонечку «тормошить» учредителей?
– Как только появится возможность мы будем рады вернуться к обсуждению этого вопроса.
– Под лежачий камень вода не течет, если не стучаться в нужные двери...
– Мы стучимся. Причем активно и по многим вопросам. И надо отдать должное нашим учредителям, в решении большинства из них нам не отказывают. Хотя здесь нужно понимать, что все зависит не только от Департамента культуры: вопрос реконструкции всегда решается на уровне Правительства Москвы.
– На директорском посту Театра им. Маяковского у вас было много славных предшественников. Вспомнить хотя бы легендарного Михаила Зайцева. А какие задачи ставите перед собой вы – что для вас в приоритете?
– Мой директорский путь только начался, надеюсь, я смогу оправдать возложенные на меня обязанности. Для собственного старта я поставила перед собой задачу удержать планку, заданную моими предшественниками, а дальше, конечно, идти вперед и только вперед.
Здесь очень важную роль играет наш тандем с художественным руководителем Егором Перегудовым: он озвучивает творческие идеи, а я уже решаю, как реализовать их посредством организационно-финансовой деятельности.
Мы стараемся наполнить юбилейный сезон максимально большим количеством событий. Наряду с выпуском новых спектаклей у нас запустился проект «Лаборатория игрового театра», в рамках которого приглашенные художественным руководителем молодые режиссеры в течение трех месяцев работали с нашими артистами. Результатом проделанной работы станут показы четырех эскизов по пьесам Шекспира и Мольера, которые будут приурочены к 105-летию со дня рождения Андрея Гончарова.
– То есть режиссерские лаборатории – это часть нового позиционирования театра, обогащение его атмосферы? Это как про песчаную горку, которую все время надо подсобирать, иначе она расползается…
– Да, абсолютно верно. Причем подобный формат работы необычен для нашего театра, однако, он сумел вовлечь в процесс почти всю труппу, технические службы…
– Судя по всему, вы начинаете работать над расширением аудитории театра. Сейчас ведь у вас появляются какие-то совершенно новые проекты, ориентированные на молодежь?
– Мы уже давно стараемся постепенно понижать планку среднего возраста наших зрителей.
– Это мечта любого директора.
– Конечно. И даже ряд будущих проектов, которые мы сейчас обсуждаем, нацелены на привлечение новой аудитории, работу со школьниками, а также работу с совсем еще маленькими зрителями.
– То есть вы все-таки выстраиваете этот слоеный пирог репертуарного театра, чтобы там были спектакли, адресованные и детям, и молодежи, и старшему поколению.
– Да. Плюс, к тому же, хотим дифференцировать репертуар и тематически: работаем над системой абонементов. Очень надеюсь, что в нынешнем году мы сможем ее запустить.
– Абонементы в театре часто не приживаются. Из числа успешных примеров можно назвать БДТ им. Товстоногова, но там это объясняется, прежде всего, спецификой города. В Москве ситуация другая…
– Мне как раз очень нравится эта идея, поскольку она нацелена на воспитание своего зрителя. Поэтому наша программа абонементов для молодежи будет состоять из тех спектаклей, произведения которых проходят в школах. Иными словами, мы будем «подстраивать» наши абонементы под конкретный период, когда в школах проходят тот или иной материал.
– Наверняка, есть в этом процессе и своя методика?
– Да, мы работаем непосредственно с представителями школ – они помогают нам в этом.
– В Москве всегда высокая конкуренция и приходится, наверное, быть предельно требовательными к репертуару…
– В этом сезоне художественный руководитель пригласил для постановок «разноформатных» режиссеров. Филипп Гуревич выпустит «Войцека» Георга Бюхнера на Сцене на Сретенке, а Вера Петровна Камышникова поставит рассказ И.С. Тургенева «Фауст» на Малой сцене. К слову, на Малой сцене у нас давно не было премьер.
– Да и детский репертуар редко обновлялся.
– Это правда, поэтому всё это – в планах. Отчасти мы идем на риск, поскольку приглашенные режиссеры не всегда знают внутренних устоев – у них свое видение, подчас нестандартное, непривычное для нас. И потому наши технические службы, когда присутствуют на приемке макета спектакля, порой говорят: «Это невозможно!»
– Обычно во всех театрах руководитель и завпост произносят такую фразу…
– Но согласитесь, что в этом есть свой азарт – выйти из зоны комфорта...
Таким образом, сейчас у нас во всех пространствах идут репетиции. Хочется думать, что в нынешнее время театр поистине может отвлечь зрителей от тревог, дать им глоток воздуха, помочь встретиться с новыми мыслями… То есть театр во все времена продолжает выполнять свою миссию.
– Зона эскапизма.
– Да. Стремление сделать чуточку счастливее каждого зрителя. Причем, мне кажется, для этого не обязательно ставить исключительно комедии. Да, возможно, сейчас спрос на легкий жанр выше, чем на драму, но все же у нас и после просмотра глубоко драматичных постановок люди выходят с благодарностью, с ощущением наполненности. Потому что идти исключительно на поводу зрителя и текущей обстановки тоже неправильно, здесь нужен некий баланс. В любом случае в нашем театре наряду с классическими постановками шли и экспериментальные спектакли, с тяжеловесными драматическими спектаклями более легкие. Театр должен слышать интонацию времени.
В числе прочего сегодня нужно, например, быть всегда на волне новейших технологий. Мы размышляли, как это сделать и, в итоге, Никита Кобелев выпустил прекрасный спектакль «Новаторы», который как раз повествует, как все эти технологии развивались.
– Хочется задать вопрос про атмосферу театра. Она у вас всегда замечательная, интеллигентная – далеко не каждая труппа может этим похвастаться. При этом театр выстаивал на любых переломах, достойно переживал потрясения. Никто не выносил сор из избы ни когда были конфликты вокруг Сергея Арцибашева, ни когда тихо ушел Миндаугас Карбаускис…
– Конечно, потрясения есть всегда в любом коллективе.
– Как сохранить такое единодушие труппы – чтобы снизить количество склок и интриг?
– Это всегда вопрос договоренностей. В начале нынешнего сезона наш сбор труппы состоял из двух частей – открытой и закрытой. На открытый приглашалась пресса, друзья театра, а на закрытом мы с художественным руководителем остались со всеми артистами наедине с той целью, чтобы просто поговорить по душам.
И там мы сказали, что двери наших кабинетов всегда открыты для всех (так было, кстати, и при Михаиле Зайцеве, который во многом сформировал традиции современной Маяковки). И с любыми вопросами, включая бытовые, к нам можно прийти. Открытый диалог – большое подспорье в работе.
Кроме того, раньше в конце сезона мы всегда устраивали выезды на природу, куда каждый может приехать со своими членами семьи, с детьми. Эта традиция была нарушена пандемией, но в нынешнем году мы планируем ее возобновить.
– Куда ездите, если не секрет?
– В Подмосковье, на водохранилище, арендуем прекрасную территорию.
– А раньше играли в футбол. Маяковка против, например, «Ленкома»...
– Было и такое сравнительно недавно. Вообще на этих выездах у нашего коллектива всегда был активный досуг: и волейбол, и футбол, и даже рисование на пленэре.
А завершалось это, как правило, прогулкой на теплоходе: мы доплывали до Речного вокзала, все вместе. Это был момент единения, неформальности.
Важно иметь такую возможность: духовно она очень обогащает коллектив, стирает барьеры. И действительно без ложной скромности могу сказать, что у нас очень теплые взаимоотношения. Я думаю, что это тоже некий залог доверия мне и Егору Перегудову.
– Бывают такие уникальные коллективы, где лишние, случайные, неудобные люди попросту не задерживаются…
– Когда у нас было празднование 100-летия, я именно в таком ключе и произнесла тост всем сотрудникам театра: это правда, у нас нет ни одного «лишнего», «чужого» человека. Многие люди служат в нашем театре большую часть своей жизни.
– И все же, насколько трудной является работа директора? Это ведь должность, в которой ежедневно приходится не только искать компромиссы, но и принимать ответственные решения. Не доводилось еще закрывать спектакли?
– Пока таких кардинальных решений не принимала, но время покажет… Творческий процесс – явление сложное.
– Тут дело не столько в творчестве, сколько в том, что с позиции директора любой спектакль – это продукт, который надо продавать. И потому финансовые риски неизбежны.
– Согласна. У нас очень разносторонний репертуар, каждый спектакль имеет своего зрителя, что соответственно отражается и на продажах.
– Подбор следующих постановок – это все-таки ваша совместная с художественным руководителем работа, вы вместе обсуждаете, или он приходит и говорит: «Будем ставить эту историю, организуйте мне, пожалуйста»?
– Здесь Егор сам грамотно все выстраивает и, кстати, блестяще оценивает возможные финансовые риски. Конечно, приходит, рассказывает о своих планах. Но наша общая с ним задача в этом сезоне, мне кажется, как раз заключается в том, чтобы особо не ограничивать друг друга. Нынешний сезон мы можем себе позволить сделать таким, каким считаем нужным, потому что это год 100-летия, поэтому программа максимально насыщенная. Дальше, возможно, будет чуть больше постановок на основной сцене, меньше на других, мы сконцентрируемся на подборе детского материала и так далее, а вот сейчас, пожалуйста, — это и лаборатории, и открытые читки пьес, и танцевальные классы, и спектакли разных форм… Здорово, когда в театре кипит жизнь.