Выдающийся кинорежиссёр Сергей Урсуляк дебютировал на театральной сцене: 15 и 16 декабря Сергей Владимирович представил на сцене на Сретенке театра Маяковского премьеру спектакля «Другая сказка». Режиссёр определил жанр постановки, как «дуракаваляние со смыслом по пьесам Евгения Шварца», а мы бы сказали, что «Другая сказка» - зеркальная проекция всей нашей жизни: общества, в целом, и каждого человека, в частности. Премьерный спектакль - отражение наших чувств, сомнений, стремлений, соблазнов, желаний, иллюзий и амбиций, тех социальных и ментальных условий, в которых мы живём, коммуницируем с миром, пытаясь найти гармонию не только с окружающими, но и с самими собой.
В восхитительном творческом тандеме с талантливыми актёрами Театра и постановочной группой режиссёр изящно, искусно, виртуозно и филигранно соединил многогранные произведения Евгения Шварца: «Голый король», «Дракон», «Тень», малоизвестный для театра киносценарий «Каин 18», написанный вместе с Николаем Эрдманом.
Не стоит искать в спектакле злую сатиру: «Другая сказка» пронизана тонким юмором, доброй иронией, романтикой и лирикой, искренним трепетом сердец, милосердием и состраданием к человеческим чувствам, досадным сожалением о том, что человек по природе слаб, меркантилен и ведом, и светлой надеждой, что когда-нибудь пороки будут повержены, а добро восторжествует!
Камерная атмосфера Сцены на Сретенке и лаконичная сценография Евгении Шутиной способствуют тому, что публика является не просто свидетелями, а участниками происходящих событий. Важным элементом сценографии являются тени, отражающие не только внешнюю форму, но и обнажающие внутреннее содержание. Великолепная хореография Ирины Кашубы подчёркивает характер каждого персонажа, а добрые искромётные пародии на звёзд зстрады (Григория Лепса, Мирей Матьё) добавляют в концептуальный рисунок постановки перчинку и остринку того самого «дуракаваляния».
Сергей Урсуляк: «Я был вынужден прочитать огромное количество советской литературы. Шварц, которого я всегда любил, оказался наиболее близок к сегодняшнему моему состоянию. Плюс Шварц универсален, в том смысле, что он понятен любому человеку, просто каждый находит в нем что-то свое.
Сразу предупредим: это точно не модное искусство, представителем коего я никогда не являлся. Это постановка ретрограда, и мы ждём «незакривленного» зрителя, открытого к эмоциям и лёгкому восприятию театра. Я вновь работаю с советской драматургией, которая мне близка и по кино. Но впервые сталкиваюсь с сопротивлением – не столько материала, сколько формы искусства. Слишком быстро требую чего-то, чего вообще не принято требовать от артиста театра, хочу сразу фиксировать хорошее и больше к этому не возвращаться. А театр – слишком живая вещь, здесь нельзя зафиксировать даже удачу. В кино мне нужно от артистов, чтобы получилось хотя бы один раз. Дальше я сам соединю вчерашний удачный дубль одного и сегодняшний – другого, получится хорошая сцена. А как соединить это в театре, если здесь вчера не получилось у одного, сегодня у другого, и каждый день – завтра?
Мне кажется, самое главное в театре вообще и в этом спектакле, в частности, — это преодоление одиночества. Потому что есть масса мыслей, про которые думаешь, как кажется, только ты, и когда ты понимаешь, что про это думает еще кто-то, это успокаивает. Пожалуй, вот это для меня главное. Если люди ощутят какую-то общность, то, чего не хватает, общую позитивную эмоцию — этого вполне достаточно для этой сказки».
Простолюдин Генрих (Никита Языков) влюбляется в Принцессу (Алёна Васина). Нежная трепетная девушка, совсем не похожа на избалованных капризных кокеток, она искренне отвечает порывистому влюблённому парню взаимностью, но, увы, у властной Королевы (Зоя Кайдановская) другие взгляды на будущее дочери - она делает всё, чтобы выдать её замуж за престарелого сумасбродного Короля соседнего государства (Вячеслав Ковалёв). Если бы не находчивость Генриха и хитрость его верного друга Христиана (Мамука Патарава), Принцессу ждала бы очень печальная участь…
Не будем разрушать интригу и пересказывать захватывающий увлекательной сюжет «Другой сказки», каждый герой которой, без сомнения, яркая индивидуальность.
Персонажи спектакля - гротеского-гиперболизированная компиляция очень узнаваемых типажей, темпераментов и характеров, которые нам сплошь и рядом встречаются в жизни, а в некоторых из них, возможно, мы узнаем себя.
Очаровательный Министр нежных чувств (Виктор Запорожский) - импозантный, харизматичный нарцисс, серьёзно увлекающийся балетом и филигранно владеющий этикетом. Правда любовь к искусству и отличные манеры не мешают ему быть взяточником и коррупционером.
Военный министр (Алексей Дякин) - упрямый несгибаемый «солдафон», который ни в чём не приемлет компромиссов.
Маниакально подозрителен Начальник тайной полиции (Виталий Ленский) – у него везде свои «глаза и уши».
Раним и возвышен придворный Поэт (Иван Выборнов) - мастер пера и неприкрытой лести с тонкой душевной организацией.
Хитёр и мудр Первый министр (Евгений Парамонов) - под маской честности и благонадёжности ловко скрывается лжец и льстец, держащий «нос по ветру».
Обольстительны фрейлины (Кира Насонова, Анна Лобоцкая, Алина Вакаева, Юлия Марычева) и соблазнительна Первая фрейлина (Ольга Ергина). Любимая фаворитка Короля с гордо поднятой головой (и другими частями аппетитного тела) носит почётное звание Генерала.
«Пятая власть» в лице диктора (Максим Разумец) и его коллеги - вещает народу то, что ей разрешено и завизировано свыше.
Только прямой и честный Шут (Юрий Коренев) имеет право сказать при Короле, что-то другое кроме хвалебных од и восторженных эпитетов…
Король (Вячеслав Ковалёв) - квинтэссенция сумасбродности, безнаказанности и беспечности, олицетворение полной оторванности от реального мира и обманчивого ощущения собственного могущества.
Карьерная иерархия каждого персонажа, представляющего властные структуры, волатильна, но их пороки и беспринципность - незыблемая константа: очень мало шансов, что эта устойчивая конфигурация рано или поздно поддастся изменению к лучшему.
Цитаты и афоризмы Евгения Шварца звучат невероятно ёмко, хлёстко и актуально, а остроумные шутки и репризы Сергея Урсуляка, интегрированные в спектакль, добавляют аналогий и ассоциаций.
Но не стоит проводить каких-либо параллелей с «героями» и «антигероями» сегодняшнего дня: «Другая сказка» не пытается кого-то в чём-то уличить или обличить, она скорее размышляет о глобальных субстанциях и материях и о том, как же всё относительно и непредсказуемо в зыбком и хрупком мире.
В спектакле Сергея Урсуляка настоящая любовь встречается с коварством, бескорыстие - с меркантильностью, находчивость и проницательность - с упрямством и ханжеством, интеллект и эрудиция вызывают на дуэль примитивность и пошлость, а искренность, благородство, милосердие и сострадание отважно вступают в поединок с фальшью, подлостью и лестью.
«Серым кардиналом», который вместе с влюблёнными нарушит сложившийся порядок вещей, станет мудрый смелый учёный (Юрий Никулин), который не побоится сказать правду в глаза тем, для кого нет слаще слов, чем власть, богатство и хвалебное «Ура!»
Финал истории метафоричен - несмотря на все бури и перипетии в пространстве арьерсцены на зеркальной стене монументально возвышаются многоэтажные дома, в окнах которых зажигается свет, побеждающий вечерние сумерки. Герои любых сказок и жители всех стран, разных национальностей, профессий и географий стремятся к простому человеческому счастью. Такие спектакли, как «Другая сказка», помогают поверить и понять, что каждый способен испытывать это пленительное призрачное чувство.
Вспоминаются строки из песни Анны Герман на стихи Льва Ошанина:
«Сходятся синие сумерки,
Полные тихими думами.
Так почему-то особенно
В сумерки хочется счастья.
Хочется счастья тревожного,
Звонкого, неосторожного.
Что ж ты его теряешь?
Может быть, ты не знаешь:
В сумерки хочется счастья....»
За любой тьмой рано или поздно проглянет лучик света. Даже если невозможно победить мировое зло, то можно и нужно пытаться искоренять его в своей собственной душе.
Источник