Первая театральная работа знаменитого кинорежиссера Сергея Урсуляка («Записки из мертвого дома», «Ликвидация», «Праведник», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон» и др.) вошла в репертуар Театра им. Вл. Маяковского. «Другая сказка» – комедия положений и одновременно спектакль-оммаж остроумным пьесам-сказкам Евгения Шварца с их общечеловеческим посылом, мягкой сатирой и нежнейшей лирикой.
За основу спектакля Урсуляк взял сказки «Голый король», «Тень», «Дракон» и малоизвестный киносценарий «Каин XVIII». Сильно порезал, сохранив при этом жизнеутверждающий пафос этих произведений. Смело добавил собственных шуток: «Один банкир третьего дня перевел за границу даже свои золотые зубы. И теперь он все время ездит за границу и обратно. На родине ему теперь нечем пережевывать пищу». Если в текстах Шварца философская глубина и вечные вопросы, в спектакле Урсуляка – хлесткие афоризмы и вполне конкретные ответы.
Никакой затейливой режиссуры в «Другой сказке» нет, это откровенная иллюстрация авторской инсценировки. По сюжету условная принцесса влюблена в условного Генриха, условная королева-мать принцессы хочет выдать дочь за условного короля. Чтобы разоблачить непроходимую глупость и самодурство последнего, Генрих и его друг переодеваются ткачами и проделывают всю эту историю с «голой» тканью. В финале личное счастье героев худо-бедно устраивается, чего не скажешь о счастье народном – свергнутого короля заменяет на престоле первый министр.
Неповторимая шварцевская ирония приобрела в спектакле остросоциальный оттенок. Современность здесь звучит отнюдь не в образной и иносказательной форме, а прямолинейно, в лоб. Если зритель не сразу поймет смысл намека, на нем сделают акцент и даже повторят не один раз. Лирического обаяния и тонкости поубавилось, зато появилась острая форма и актерская импровизация.
Каждая роль здесь бенефис – сочный, яркий, уходящий в гротеск и откровенное комикование. К примеру, совсем недавно сыгравший Несчастливцева в спектакле Егора Перегудова «Лес» Вячеслав Ковалев (известный по спектаклям Маяковки «Изгнание», «Обломов», сериалам «Скорая помощь», «Икра» и др.), у Урсуляка выходит в роли голого короля. В расшитом стразами банном халате и тапочках, неопрятный, дурной и гоповатый, он смешит собственных министров, подданных и зрителей заодно. Остроумно решена сцена его первой встречи с принцессой – грузный артист буквально порхает по сцене и показывает балетные па. Зал смеется в голос. А новоиспеченный ткач Христиан (Мамука Патарава, актер театра, недавно заявивший о себе в «Палате № 6») лихо издевается над этим самым королем, а заодно всей придворной знатью. Его цель – помочь Генриху жениться на принцессе. В образе хитрого и веселого малого легко узнать русского Фигаро.
Спектакль, заявленный в качестве праздника, визуально решен очень скромно. Сценография Евгении Шутиной (спектакли «Палата № 6» в Театре Вл. Маяковского, «Вальпургиева ночь» в МХТ им. А. П. Чехова и др.) предельно скупа и лаконична. От дворцовой эстетики она отказалась, но и в современность место действия не переносила. Голая сцена, зеркальный задник, две вешалки и пара ширм. Объяснить такой отчаянный минимализм можно только волей режиссера, сосредоточившего все внимание на актерской игре и произносимом тексте, который ближе к финалу звучит вызывающе смело – народ делает вид, что верит в нового короля, а новый король делает вид, что ему не все равно, во что верят его подданные.
Посмотреть этот спектакль и не внять режиссерскому призыву поразмышлять об общественном устройстве и своем месте в нем не представляется возможным. Пускай и не сильно напрягаясь, периодически вспоминая про любовную линию. Принцесса и Генрих все-таки ведь обретут друг друга. И своей свадьбой утвердят режиссерский ироничный вывод: когда-нибудь мы все будем счастливы.