В Театре им. Маяковского 22 мая в пятый раз сыграют премьерный спектакль «Донжуан». В первый раз зритель увидел эту музыкальную селебрити-драму, как определил жанр режиссер Анатолий Шульев, 7 апреля 2018 года.
Сегодня уже можно с уверенностью сказать: столичный зритель принял эту не типичную для Маяковки постановку. Подтверждением тому могут служить полные залы и отзывы театралов.
«Ходили на «Донжуана» в современной интерпретации и в одно слово, — пишет Александр. — Честно говоря, не ждал ничего особенного, от 28-летнего режиссера театра Маяковского, но спектакль меня впечатлил! Особенно понравилось, как Анатолию Шульеву удалось соблюсти ту тонкую грань между «формой» и «содержанием»… По моим наблюдениям, именно этим грешат все любители «осовременить» классику, а именно уходят в «форму», позабыв вообще о содержании… В общем, не буду больше ничего писать, спектакль крутой, всем советую!»
Из отзыва Виктории: «Спектакль определенно оставил положительные эмоции. Шла с настроем, что будет ультрасовременная постановка, артхаус, обнаженка, много глубокого и одновременно непонятного. Однако, Донжуан очень и очень приятно удивил. Ничего этого не было, а был красивый и тонкий спектакль. Я смотрела его с упоением».
«Великолепные декорации, современная музыка, заставляющая ваше тело непринужденно двигаться, а самое главное история, вызывающая совершенно различные чувства: от смеха до слез, произведут впечатление на Вас, — утверждает Лера. — Несмотря на большое количество смешных моментов, это серьезная постановка, заставляющая задуматься. В конце концов, зал зальет волна аплодисментов, которую вызвала прекрасная актерская игра всей команды, на глазах появятся слезы счастья и в голове пробежит мысль: «это было здорово!»
Зритель считает, что сейчас много, где пропагандируют «жизнь для себя», что благородные качества уходят на второй план, а выходят — привычки лицемерить, прикрываться добродетельностью, получать выгоду несмотря ни на что. Спектакль выносит эти проблемы, возвращает ценность семьи, призывает нас быть людьми и оставаться благородными, показывает, что ничто не остается безнаказанным, Донжуану дается куча шансов исправиться, но как говорится, люди не меняются».
Так пишет на сайте театра зритель после просмотра премьеры. — Я хочу сделать спектакль о Донжуане как селебрити-драму, — обозначил свое видение Анатолий Шульев. — Ведь чтобы понять, что из себя представляет Донжуан, нужно с головой окунуться в его безумную, разрушительную, но притягательную жизнь. Вместо дельартовской рыночной площади — концертный зал, вместо богатого дворянина — селебрити, вместо контекста и костюма людовиканской эпохи, контекст и костюм современной эпохи — поп-культ. Наши мечты и наши печали, наши инстинкты и наши попытки разумного самоограничения в столкновении двух вечных архетипов Донжуана и Сганареля. Мы застанем Донжуана в переломный период его жизни: пройден пик популярности, дальше только падение, но праздник для него продолжается, и шоу тоже должно продолжаться до последнего удара сердца, до последнего вздоха. Все пророчат ему наказание от высших сил, но осуществится ли оно когда-нибудь в нашем рациональном мире?..
Смотришь спектакль и понимаешь, что ничего не изменилось со времен Мольера. Подтверждение тому: финальный монолог Донжуана о притворстве, о природе человеческой, о том, что все фальшиво и, к сожалению, так узнаваемо и в 21-м веке.
Режиссер Анатолий Шульев, выпускник мастерской Римаса Туминаса, поставивший на сцене Театра Маяковского спектакли «Бешеные деньги» и «Я была дома и ждала…», размышляет о современном Дон Жуане — короле поглотившей социум поп-культуры. По мнению режиссера, суть главного героя, перенесшегося во времени и помещенного в контекст современности, не противоречит мольеровскому персонажу и полностью ложится в текст пьесы.
Роль Донжуана в столь необычной трактовке досталась Эльдару Трамову, выпускнику Щукинского училища и актеру Театра Вахтангова.
— Эльдар мастерски влился в наш коллектив, — говорит актер Театра им. Маяковского Константин Константинов, исполняющий в спектакле две роли — господина Диманша и Гусмана. — Когда мы первый раз увидели Эльдара, то, естественно, задумывались – почему именно он? Но меня лично этот человек убедил, несмотря на свою молодость, своим профессионализмом, он стал для всей нашей команды актеров, работающих над спектаклем, «своим». Эльдар очень трогательно сыграл, и мы поняли, именно таким хотел увидеть его режиссер.
По словам Константина Константинова, который служит в Театре им. Маяковского со времен Андрея Гончарова, работал на своем актерском веку с разными режиссерами и может сравнивать, «Донжуана» репетировали совсем по-другому. К слову, у актера в послужном списке уже второй Дон Жуан. Еще будучи студентом РАТИ-ГИТИС (мастерская проф. А. А. Гончарова), он участвовал в спектакле Театра им. Маяковского «Забавы Дон Жуана», поставленном Татьяной Ахрамковой в 1997 году.
Кстати, 20 лет назад и Виталий Ленский, который сегодня исполняет роль Сганареля, будучи студентом ГИТИСа, играл Дон Жуана. «Теперь, наверное, дорос и до Сганареля», — шутит артист. Он убежден: «За это время мало что изменилось — основной проблемой человечества остается дефицит любви. Один из моих педагогов говорил: мы приходим в эту жизнь для любви, но когда нам объясняют, что есть деньги и слава, то мы забываем про свое главное предназначение».
У Анатолия Шульева Константин Константинов был задействован в спектакле «Бешенные деньги» (роль Егора Глумова), но в «Донжуане» репетиции строились совершенно по-другому. Артист рассказывает: — В «Бешеных деньгах» Анатолий приходил на репетицию и говорил, что он хочет видеть, мы от этого отталкивались и предлагали разные варианты. В «Донжуане» стиль работы был совершенно другой – до Анатолия Шульева я так не работал. Начали с этюдов. Для артистов с большим опытом это было непросто, возвращаться в студенчество, и придумывать этюды поначалу было как-то странно. Но мы втянулись, и работа захватила, по сути, мы сами разрабатывали свои образы, демонстрируя свое видение. У режиссера стояла задача, чтобы после читки пьесы каждый себе представил образ, и сложилась своя точка зрения на персонаж, режиссер как бы отталкивался от нашего восприятия. Шульев давал задания – представить, как персонаж реагирует на то или другое, как поступит в определенной ситуации, как любит и любит ли… Мы приносили этюды каждый день, их было достаточно, из них режиссер много оставил, и они легли в основу спектакля. Работать было интересно и очень комфортно. Я счастлив, что мне представилась такая возможность два раза подряд работать с молодым талантливым режиссером. Анатолий Шульев репетирует в любви. За свою актерскую карьеру я слышал, как кричит Андрей Александрович, видел, как нервничает Сергей Арцибашев. Конечно, режиссер всегда переживает за свое детище, а актеры народ творческий, непростой, каждый со своей индивидуальностью, но сейчас мы работали в атмосфере доброжелательности и были сплочены. Мы все поддержали режиссера, нам было интересно, а что получилось, решать, конечно, зрителю. Зритель же на сайте театра советует: «Если Вы — поклонник театра, то Вам обязательно стоит сходить на данный спектакль. Отбросьте все свои консервативные представления и окунитесь с головой в современную историю разрушительной, но в тоже время притягательной жизни Донжуана».
И еще. Отдельно хочется отметить замечательную работу художника постановщика Мариуса Яцовскиса: двухсторонняя декорация необычна, оригинальна и очень функциональна — с одной стороны это свисающие провода – изнанка любого шоу, с другой миллион звуковых колонок, которые в разном освещении выглядят по-разному. Работа со светом – другая история, настолько мастерски воплощенная художником по свету Оскарcом Паулиньшем, что свет может полностью изменять декорации. Образы героев – заслуга художника по костюмам Марии Даниловой. Ну и, конечно, команду молодых профессионалов, непосредственно причастных к успеху спектакля, дополняют саунд-дизайнер Филипп Карецос, хореограф Александр Лимин и композитор Полина Акулова.
Остается идти и смотреть! До конца театрального сезона еще четыре спектакля: 15 и 22 мая, 2 и 27 июня.