основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04


Пресса
5 Июня 2019

Действие разворачивается в зрительном зале, а зрители смотрят его со сцены. Режиссер Никита Кобелев и актриса Юлия Силаева – о спектакле «Московский хор»

Максим Митченков: Есть еще один повод для поздравлений с премьерой: в Театре Маяковского представили спектакль «Московский хор» по пьесе Людмилы Петрушевской в постановке Никиты Кобелева.

Мария Карпова: Уже известно, что зрителям придется освоить необычное пространство: их посадят на сцену, а вот само действие будет разворачиваться в зрительном зале. Как и почему появилось такое необычное решение, каково это оказаться по другую сторону рампы? Узнаем у режиссёра Никиты Кобелева и актрисы Юлии Силаевой – они гости нашей студии. Никита, Юлия, очень рады вас видеть в нашей студии!

Никита Кобелев: Здравствуйте!

Юлия Силаева: Привет!

Мария Карпова: Мы нашим зрителям обещали рассказать про необычное решение пространства спектакля: правда, что действие происходит прямо в зрительном зале?

Никита Кобелев: Правда.

Юлия Силаева: Истина.

Максим Митченков: Объясните, что это, как это происходит?

Мария Карпова: Да, а где зрители тогда находятся?

Никита Кобелев: Зрители на сцене сидят.

Мария Карпова: Так…

Максим Митченков: То есть вы поменялись местами просто с ними?

Никита Кобелев: Да, да.

Максим Митченков: Или зрители сидят вокруг вас?

Никита Кобелев: Создан специальный зрительный зал со стульями, всякими станками, возвышениями, на котором сидят зрители.

Мария Карпова: И амфитеатр, наверно, тоже, балконы…

Никита Кобелев: Нет, задействовано в спектакле всё пространство зала, а зрители сидят на сцене. 
 
Мария Карпова: Всё пространство зала… А для чего?

Максим Митченков: Подождите, зачем это над было, почему нельзя было по классике, чтобы зрители сидели в зале, а актёры – на сцене?

Никита Кобелев: Ну, хорошо, надо начать с самого начала тогда: в какой-то момент у меня возникла эта идея – сделать спектакль по пьесе «Московский хор» Людмилы Петрушевской, мы не просто шли к этой идее, так как есть две знаменитые постановки этой пьесы. Первую делал Олег Ефремов во МХАТе на 90-летие МХАТа, вторую делали Игорь Коняев и Лев Додин в МДТ.

Мария Карпова: В театре Европы…

Никита Кобелев: Да, нужен был какой-то новый свежий ход, и я пригласил художницу Монику Пормале из Латвии, она работала с Алвисом Херманисом – «Рассказы Шукшина» она делала…

Мария Карпова: Да-да-да, это очень известный спектакль.

Никита Кобелев: Знаменитый спектакль, и я как-то ей написал письмо…

Максим Митченков: И всё сошлось, да?

Никита Кобелев: И она откликнулась, мы начали думать, и у нее возникла такая идея в связи с этой пьесой, я объяснил ей все сложности, вопросы. Мне показалось, что это крутая идея, крута мысль, потому что… я не хочу расшифровывать, что такое зал, туда-сюда, но мне кажется, ни у кого не возникает вопроса, когда они приходят и смотрят, довольно много разных идей по этому поводу есть, но в основном две-три, что и важно.

Мария Карпова: Несколько слов о сюжете, Юлия, и кого Вы играете?

Юлия Силаева: В этой пьесе особых сюжетов нет – это история, история семьи, многочисленной семьи: кого-то уже нет, кто-то репрессирован, кто-то приезжает из ссылки. Моя героиня со своей матерью – такая парочка в этой пьесе, они приезжают из многолетней эвакуации дело происходит в 1956 году, они возвращаются, их вернули домой…

Мария Карпова: С Татьяной Орловой Вы играете, да?

Юлия Силаева: С Татьяной Орловой, да. Татьяна играет моя маму, а я – ее великовозрастную дочь, собственно, вот, сюжет…

Максим Митченков: И всё вокруг вот историй этой семьи…

Юлия Силаева: Да, вокруг людей, это истории людей этой семьи.

Максим Митченков: Мы знаем, что в какой-то момент выносят портреты, да?

Никита Кобелев: Да.

Максим Митченков: Что это за портреты? Мы же не раскроем сейчас все секреты, но хотя бы…

Никита Кобелев: Я понимаю…

Юлия Силаева: Это портреты такие, какие надо портреты…

Никита Кобелев: Никаких секретов здесь нет, Моника работает, действительно, с фотографиями, как вы видели, «Рассказы Шукшина» и это как бы одна из ее эстетик и вот в какой-то момент подумали: «Надо что-то надо с фотографиями». И потом то ли я, то ли кто-то, я уже не помню, но мы как-то заметили, что в пьесы много воспоминаний умерших, так как это 1956 год, и, соответственно, то, что семья это прожила, пережила, выжила: ГУЛАГ, войну, гражданские войны – всё это страшное, что происходило в первой половине XX века со страной. И там оказалось очень много упоминаний вот этих, иногда одной фразой, иногда какой-то посторонний посторонний человек, иногда еще что-то, но у всех у них маленькая прочерчена судьба – мы поняли, что это еще один хор и подумали: «Вот, фотографии – наверное, их стоит в таком ключе использовать».

Мария Карпова: Это, наверное, очень сильное впечатление производит на зрителей, да?

Никита Кобелев: Да, это как бы постепенно выносится в зал п мере называния, сами фотографии…

Максим Митченков: Это фотографии их Ваших личных архивов, да?

Никита Кобелев: Да, потом дальше думаем: «А что это должны быть за фотографии?» – понятно, что где-то откуда-то их брать сложно и прочее, и я предложил актёрам: «Давайте принесём свои фотографии» – первая, кто откликнулся, была Евгения Павловна Симонова, у нее там есть мама и расстрелян дед в 1937 году.

Мария Карпова: Получается, что спектакль рассчитан на такого более взрослого зрителя, на старшее поколение или детям тоже будет интересно?

Никита Кобелев: Я н могу сказать за всех, конечно, наверно, восприятие этой пьесы, материалы требуют неких знаний о том, что хотя бы было с нашей страной, дело в том, что речь идет не только о семье, а о такой, наверно, травме, которая нанесена нашей стране, нашим людям, в с вязи с репрессиями, в частности, и эта тема, мне кажется, сегодня очень актуальна, в связи с возрождением культа Сталина и оправданием его поступков для многих людей. Этот спектакль не только про это, но это важная часть и там героиня, которую играет Юлия, героиня, которую играет Татьяна Орлова – это героини, которые вернулись… ну, не из лагеря, но почти, то есть они были в такой ссылке, где о них все забыли, были члены семей врагов народа.

Юлия Силаева: Голодали там…

Никита Кобелев: Голодали, перенесли всевозможные лишения – это реальная, как я понимаю, история семи Петрушевской, и эти люди вернулись, они не перевали тот опыт, который с ними произошел: они продолжают писать доносы, жить в какой-то своей реальности. Мне кажется, это очень хорошая метафора для сегодняшнего дня, потому что мы тоже пока не перевали то, что с нами случилось.

Мария Карпова: На сегодняшний спектакль, наверно, уже билетов не достать, но давайте пригласим зрителей на следующий спектакль.

Юлия Силаева: Давайте пригласим…

Никита Кобелев: Давайте.

Юлия Силаева: 15 июня.

Никита Кобелев: Это последний спектакль в сезоне, в новом сезоне этот спектакль можно будет увидеть 2 раз в месяц в театре Маяковского, так что мы всех зовём, интерес к этому спектаклю есть большой у аудитории, так что спешите.

Максим Митченков: Мы присоединяемся, приглашаем всех и спасибо вам!

Юлия Силаева: Спасибо вам!

Мария Карпова: Спасибо!



Эфир программы «Календарь» от 05.06.19, Телеканал «МИР»



Ссылка на источник:  https://otr-online.ru/programmy/kalendar/deystvie-razvorachivaetsya-v-zritelnom-zale-a-zriteli-sidyat-na-scene-rezhisser-nikita-kobelev-i-aktrisa-yuliya-silaeva-o-spektakle-moskovskiy-hor-37291.html?fbclid=IwAR32PMBZchftmQea0BwKielXWKvTgOtSdO39ZcCIqbyNX1T9HfDDL2nsevo
×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо