Театральный сезон 2012/13 для театра им. Вл. Маяковского юбилейный, театральная Москва отметила его 90-летие. Не в пример другим юбилярам, от прошедших торжеств у театра остались не мигрень или ворох увядших цветов, а… спектакль. «Девятьподесять» сыграли в день юбилея и будут играть впредь. Пьесу «по поводу» сочинила драматург Саша Денисова, которую с уверенностью можно назвать летописцем театра им. Вл. Маяковского. По другому ее сочинению в театре идет спектакль, в котором «Маяковский идет за сахаром» - пьеса из эпизодов жизни Имени театра. В основу новой юбилейной пьесы, поставленной режиссером Никитой Кобелевым, положен пласт вековой (почти) истории Театра, с заглавной буквы, ибо главы истории этого театра составляют золотые страницы истории отечественного театрального искусства: от Всеволода Мейерхольда до (без натяжек) нынешнего художественного руководителя Миндаугаса Карбаускиса.
Спектакль – экскурс в прошлое, и предваряет его экскурсия (экскурсовод Роман Фомин) «о кислой капусте, Чехове и Теревсате». Порядок слов хронологический: от «кислошников», заготовлявших соленья и квашенья в здешних местах, до мастеров «капустного» жанра, коего не чуждался Антон Павлович. Кстати, помещение этого театра было в свое время специально арендовано артистами МХТ, чтобы сыграть перед автором его «Чайку», от посещения которой А.П. Чехов в день премьеры уклонился. Театр для одного зрителя, обеспечившего аншлаги на века. Освоение театрального пространства, как и положено зрителям, завершается в зале. Совсем не зрительном. «Девятьподесять» играют в гардеробе театра, где все, в общем, всегда и начинается. С вешалки. Здесь в пятнадцати сценах-скетчах будет и рассказана, и сыграна история и истории, байки и анекдоты, фантазии и документальные свидетельства. Действующие лица спектакля в основе своей исполнители. Тер-Осипян, Бабанова, Самойлов, Свердлин, Немоляева, Костолевский и другие персоналии здесь – персонажи спектакля. Молодые артисты театра замахнулись и на Охлопкова, и на Гончарова, и на Мейерхольда, и Луначарского. Основные вехи истории театра избавили от ветхости. Спектакль сколь своевремен, столь и современен. Он о людях, характерах, деталях театрального быта, над которыми не властно время, а значит и время, в котором они жили воскрешать необязательно. Вот Мейерхольд (Всеволод Макаров) дает пресс-конференцию в красных ботинках и со жвачкой во рту, – чем не новомодный режиссер-новатор. Так ведь таким он и казался публике давно минувших дней, таким и был до того, как навеки попасть в учебники, в историю. Да и тема пресс-конференции (назначение нового худрука) и ее интрига, и слог, и тон, – все будто взято из свежих газет, пестрящих театральными «скандалами, интригами, расследованиями».
Пересказывать эпизоды спектакля, в котором сошлось смешное и грустное, сатирическое и умильное, Великие и театральная моль, - напрасный труд. Вспоминать их (и сцены, и тех, кому они посвящены) – непраздное удовольствие. Энтузиазм Охлопкова , крики Гончарова, будни женских гримерок и гастролей – хрестоматийное и новое - составило этот «театральный роман». «Девятьподесять» интересен и информативен, забавен и упоителен. Во многом это спектакль-собеседник, в котором приятны и те, которые говорят и те, от чьего имени рассказывают. «Девятьподесять» соединил множество жанров – от пародии до вербатима, от документальной стенограммы до насмешливого «мокьюментари». Его место действия – весь театр со всеми тайными переходами, черными лестницами, сценой и закулисьем, цехами и главным местом для артистов – буфетом. Спектакль объединил и всех тех, кого именуют «людьми театра»: от прим и премьеров до буфетчицы, от абитуриентки театрального училища до ровесников театра. «Девятьподесять» - пространство поистине уникальное, – театр «4D»- с цветом, вкусом и запахом. И послевкусием с приятной кислинкой «капустника» и терпкостью благородного вина 90-летней выдержки.
Ансамбль спектакля кажется, если не семьей, то дружной командой. Юлия Силаева, Нина Щеголева, Анастасия Цветанович, Мария Бурляева, Константин Константинов, Алексей Дякин, Юрий Коренев, Владимир Гуськов, - слабых звеньев тут нет, в чем легко убедиться, ознакомившись с репертуаром «Маяковки». «Девятьподесять» - отличное начало для долгой дружбы зрителей с обновленным театром им. Вл. Маяковского, у которого в его почтенном возрасте открылось второе дыхание. У театра, не забывающего прошлое, безусловно есть будущее, а в сочетании с отличным чувством юмора и самоиронией, которую ярко продемонстрировал спектакль «Девятьподесять», можно быть уверенным, - над этими стенами не усмехнутся. Разве что рассмеются в них. Фотограф ГАЛИНА ФЕСЕНКО
Эмилия Деменцова, блог на сайте "Эха Москвы", 02.12.2012