В Театре имени В. Маяковского поставили А. Островского: спектакль «Бешеные деньги» приурочили к прошедшему только что юбилею актрисы Светланы Немоляевой.
Чтобы убедить выйти замуж такую красивую девушку, как героиня Полины Лазаревой, кому угодно пришлось бы сильно постараться. Фото: Театр Маяковского / Сергей Петров
Надо напомнить, если кто-нибудь забыл: Немоляева сыграла в своем родном театре полсотни ролей. Здесь когда-то служил актером ее дядя, брат отца, а в 1959 году она была принята в труппу одновременно с Александром Лазаревым. Через год они поженились. Теперь Светлана Немоляева выходит на сцену Маяковки в шести спектаклях. В двух из них - вместе с внучкой, Полиной Лазаревой.
Семейный дуэт участвует и в бешеной гонке за деньгами по пьесе Островского - они играют мать и дочь. Полина говорит, что работать с бабушкой легко и полезно: и знают друг друга прекрасно, и рядом с большой актрисой играть - всегда счастье. Самое любопытное, что режиссер Анатолий Шульев, предложив такое вот распределение ролей худруку Миндаугасу Карбаускису, еще не знал, что Немоляева и Лазарева - бабушка и внучка. Но это простительно: Шульев, ученик Римаса Туминаса, ставит в Маяковке лишь второй спектакль.
Итак, Светлана Немоляева играет Надежду Антоновну Чебоксарову. Кроткую, безобидную старушку-мать, пекущуюся о счастье дочери, девицы на выданье. Но, как это часто бывает, благопристойности лишь маска, за которой - желание жить ого-го, лишь на широкую ногу. За всяким ювелирно-аккуратным жестом - попытка прощупать чужой карман. Ну или не совсем чужой - карман потенциального мужа, который, как честный человек, возьмет на содержание и ее, и дочь.
«Спекулировать» Надежде Антоновне нетрудно - приемы отработаны на собственном муже, который никогда не считался с казенными деньгами, если того требовали нужды женской части семьи. И выставить дочь на аукцион - пусть и завуалированный - ей тоже легче легкого: Лидия, собственно, мечтает о том же, что и мамаша. Только дочь прямолинейнее, без материнских сантиментов. Полина Лазарева так ее и играет - замашисто, как бы невзирая на знаменитую напарницу по сцене. Голос густ, жесты щедры.
А Светлана Немоляева тонко хлопочет, заламывает ручки - при этом очень точно передает на физическом уровне двужильность характера своей героини. Ее не пугают ни активные, треплющие рукопожатия Василькова, ни напор «дочери-внучки». Она гнется, но не ломается, трепещет, но только внешне. Не выпадает из образа божьего одуванчика.
Купец на товар нашелся быстро - Лидия Чебоксарова ходила в невестах престижных, так что взять в оборот провинциального Василькова ей было нетрудно. Сделка, поначалу казавшаяся бесчестной, на деле оказалась очень даже справедливой. И Васильков, и Лидия искали в браке вполне конкретные вещи. Их они и получили. Вопрос лишь в том, кто из них окажется более хватким, «деловым».
Победила хватка Василькова. Он делец, деньги ему не с неба упали и не по наследству достались. Он умеет и зарабатывать, и экономить. И с Лидией поступил так же - нанял в экономки, пообещав за это доход. Впряг теперь уже не совсем жену в повозку - и погнал к светлому будущему.
Конечно, это все театр. Но что-то мне подсказывает: такие вот к этому светлому будущему точно доедут.
Зоя Апостольская, «Российская газета»