Маяковка «прошлась» по интеллигенции.
На Малой сцене Театра Маяковского состоялась премьера спектакля по малоизвестной пьесе Максима Горького «Чудаки». Поставил ее Юрий Иоффе, не один десяток лет работающий в Маяковке «дежурным» режиссером. Он всегда находился в тени легендарного Андрея Гончарова, и критика не воспринимала его всерьез. «Чудаки» — осуществленная мечта опытного мастера. Горьковская пьеса про праздную интеллигенцию, на первый взгляд, кажется никому сегодня не нужной, но Иоффе нашел в ней второе дно. Принудительно актуализировал и заставил зрителей вглядеться в изображаемые советским писателем характеры без поправок на «советские» смыслы.
Зритель, купивший билет на «Чудаков», скорее всего, будет удивлен. Пьеса совсем неизвестная (что вполне закономерно, если учесть, что на тему интеллигенции Горький высказался в «Дачниках»). Впрочем, в «Дачниках» резюме Горького было однозначным — интеллигенция ничего не смыслит в народных нуждах, совсем завралась и развратилась, и потому должна быть осуждена. В «Чудаках» же все не так страшно. Социальный посыл здесь тоже присутствует, но на поверхности лежит другое. Что за люди такие эти интеллигенты. Почему такие обаятельные? Зачем такие никчемные? Иоффе вытащил на свет ироничного Горького. А это особенный Горький, даже на слух не лишенный приятностей. Чего стоят одни только афористичные диалоги действующих лиц. Или адюльтер в качестве сюжетного двигателя. Горький усмехался в свои усы, глядя на ту часть общества, которая много говорит и мало делает. И над собой, как над «пришлым интеллигентом» посмеивался тоже.
В своем спектакле Иоффе непостижимым образом дал публике возможность всё это почувствовать и навсегда забыть о школьном писателе. Режиссер как будто под микроскопом рассмотрел горьковскую историю. В иронично-акварельных красках (откуда-то из чеховских миров) показал на сцене дачу, где живет писатель Мастаков и его жена Елена. Писатель этот — вполне узнаваемый тип. Он размышляет о том, как привести человечество к лучшему будущему, а сам «попутно» изменяет жене со всеми, кого видит. Жена терпит ради того, что «властитель дум» не расстроился и не дай бог не растратил творческий запал. Все остальные в этой мелодраматичной истории — гости. Все не в меру болтливые. Откровенно эгоистичные ( с видимой брезгливостью слушают они, как смертельно больной революционер Вася, задыхаясь, читает им «Буревестника»).
Но самое главное — они все комичные персонажи. Кто-то чуть больше, кто-то меньше, и тем не менее. Все эти «ухожу-прихожу-люблю-терплю» (так же, как «пусть скорее грянет буря») слушаются, как анекдот. Его суть ясна — пустопорожняя болтовня — главное занятие русской интеллигенции. А недобропорядочное поведение самых успешных представителей этой самой интеллигенции и вовсе общее место. Узнаваемо и смешно.
Жаль, в финале спектакля эта режиссерская мысль куда-то потерялась. Иоффе внезапно заменил иронию на пафос. Все герои, похоронив несчастного Васю-Буревестника и разобравшись с адюльтерами, вышли на авансцену со свечками в руках. Впрочем, только эти свечи и вызывают недоумение. В целом же в этом спектакле всё хорошо и все хороши. Так что спешите видеть.