В Театре имени Владимира Маяковского поставили Бертольта Брехта
«Господин Пунтила и его слуга Матти» Бертольта Брехта на сцене Театра имени Маяковского, что прежде был Театром Революции. Компания подобралась занятная – как раз впору ожидать чего-то в высшей степени политического и злободневного от премьеры. Но был и другой полюс: режиссер Миндаугас Карбаускис никогда прежде в дешевой актуализации и сиюминутной ангажированности замечен не был. Так что расклад получался интересным.
Сюжет для своей пьесы Брехт позаимствовал у финского фольклора. Жил-был некий помещик Пунтила, что, подобно герою фильма «Огни большого города», был крайне мил и добр к ближнему, когда пьян; и столь же зол и деспотичен в трезвом виде. И был у него шофер Матти, которого хозяин (в зависимости от количества алкоголя в своей крови) то грозился уволить, то сватал за единственную дочку. В финале шофер, согласно идеологии Брехта, не выдерживал классового насилия и оставлял помещика. В спектакле Матти остается с Пунтилой.
Для удачи спектакля, выстроенного на столь фарсовой основе, необходим яркий актерский дуэт. И Карбаускис его создал. Михаил Филиппов (Пунтила) и Анатолий Лобоцкий (Матти) ведут свои партии, подобно хорошо сыгравшимся коверным. Они словно заранее предчувствуют реплики друг друга и готовы играть на опережение. В них чувствуется и усталость от этой привычной сыгранности, от этой необходимости выходить на арену и продолжать веселить партер. Но они выходят и веселят. И партер смеется.
А на заднем фоне раскручивают хитросплетение сюжетных линий остальные действующие лица этого фарса. Вернее не лица, а социальные маски, придуманные Брехтом и идеально подогнанные к лицам актеров «Маяковки». За психологическим театром сюда идти не стоит, а вот любителям классического (а ля Петрушка) балагана – добро пожаловать!
Балаган разыгрывается в белоснежном пространстве, пересеченном ржавчиной отдельных колонн и созданном художником Сергеем Бархиным. Пространстве, напоминающем «гармошку» объектива старинного фотоаппарата. А в объективе мы видим (что логично для старых фотоаппаратов) перевернутое изображение поместья Пунтиалы. Вот и в самом спектакле все перевернуто с ног на голову: характеры, акценты, даже темы. Матти не ушел, оставшуюся без жениха дочку Пунтилы – не жалко, доярки и телеграфистки из Кургелы вызывают смех, а сам Пунтила – сочувствие. И все это вместе создает атмосферу гротескного балагана, которому нет конца.
Да, а политике в спектакле Театра им. Вл. Маяковского все-таки хватало. Просто взгляд на нее был неангажированным, как это и свойственно Карбаускису. Будучи режиссером с определенным – «обобщающее-философским» - мировоззрением, он без видимых усилий смог взглянуть на ситуацию несколько сверху. (Ровно так, как Бархин представил на заднике поместье Пунтилы – словно бы с высоты птичьего полета). И получился у него не бунт честного слуги против угнетателя, парный конферанс Матти и Пунтилы, которые стоят один другого. А вот пригибаться и приседать под дирижерскую палочку ловкого шофера приходится все тем же женщинам из Кургелы.
Ася Иванова, "Вечерняя Москва", 21.11.2012
http://vmdaily.ru/news/chto-tot-sluga-chto-etot-gospodin1353501584.html