Пьеса «Московский хор» заявлена в афише как «история одной московской семьи» и перенесена с внушительной сцены Маяковки в зрительный зал, видевший многие поколения зрителей-москвичей и немосквичей. Там, в узких проходах между алыми креслами, герои пьесы, несколько поколений одной семьи, раздавленные, растоптанные, разбросанные по стране жестоким советским бытом и войной, вновь соберутся вместе, пытаясь кто восстановить нарушенное равновесие, кто жить хотя бы как-то, пусть плохо, но по накатанной, кто-то вырваться из узкого, неудобного, душного пространства дома в новый мир, который — на это есть надежда! — оставил позади жесточайшие трагедии.
Это не первый случай для театральной Москвы, когда зрители и актеры в прямом смысле слова меняются местами. Но, пожалуй, самый эффектный и последовательный. Это не разрушение четвертой стены в прямом смысле слова, где актеры периодически выходят «в народ». Это полноценное зеркальное переворачивание устоявшейся веками театральной традиции — в спектакле, который при всем этом можно назвать вполне традиционным.
«Мне сразу понравилась эта идея, потому что я люблю все новое. — рассказывает исполнительница главной роли, Евгения Симонова. — Когда ты не знаешь, как это будет, это всегда очень интересно. Когда мы уже попали сюда, было трудно и эти трудности продолжаются. Но, мне кажется, этот эксперимент удался, это интересно, это работает на мощную идею»
На тему репрессий и последствий чудовищных 1930-х много написано и не меньше поставлено. Углубляться в это я не буду, авторы спектакля делают это блестяще и при этом без излишнего давления на зрителя. Актеры и режиссер выносят на своих плечах тяжелейшую историю о разрушенной семье и исковерканных судьбах, не скатываясь ни в пафос, ни в трагедию на разрыв, ни в манипулирование зрительскими эмоциями.
Евгения Симонова: «Я играю мать, которая любит свою семью и в отчаянной попытке соединить несоединимое она пытается удержать семью вместе. У нее не очень получается, но она не оставляет попыток бороться за то, чтобы семья была вместе»
Семейная драма как она есть — вот рассказ о жизни каждого ее представителя, вот фотографии, которые выносят в зал для живой иллюстрации этих человеческих судеб. В истории — репрессии, ссылки, расстрелы, бессмысленные смерти, отчаянные сиротства. А с фотографий в зале на зрителей смотрят реальные люди — это фото из семейных архивов самих актеров (идея художника спектакля Моники Пормале).
«Здесь в зале фотографии моей мамы, моего деда Станислава Бенедиктовича Станкевича, который был расстрелян в 1937 году. — говорит Евгения Симонова. — Это для меня чрезвычайно важно. Очень важно не забывать про миллионные жертвы, и вот эти портреты, символизирующие погибших, среди пустых кресел большого зала — это маленькие люди, беспомощные перед огромным пространством»
Послевоенная Москва, смерть Сталина и главная героиня Лика (Евгения Симонова) ждет возвращения из многолетней ссылки своей сестры Неты (Татьяна Орлова) и племянницы Любы (Юлия Силаева), надеясь, что вот теперь-то, с воссоединением семьи, все и наладится. Она многое пережила и еще не знает, что из далекой глубинки к ней вернутся две чужие женщины, озлобленные и полные жестокой обиды не на своих реальных мучителей, а как раз на членов своей семьи, которым посчастливилось избежать самых чудовищных репрессий. Парадоксально, что именно эти люди, больше всего растоптанные государственной системой, вызывают меньше всего жалости и сострадания.
Ослепленные коммунистическим фанатизмом, почти потерявшие остатки человеческой эмпатии и связь с близкими, две бесконечно одинокие женщины не просто добавят огня в уже сгорающие надежды на счастливое семейное счастье, но и закончат гадким доносом на своих же родственников товарищу Хрущеву, написанным в лучших традициях оголтелых сталинистов и городских сумасшедших.
«Порождение сталинизма, которое уничтожает все вокруг себя. — жестко говорит о своей героине исполнительница роли Татьяна Орлова. — Уничтожает собственных детей, это то самое отвратительное порождение Сталина, и я свою героиню ни в коем случае не оправдываю! И такие люди же до сих пор есть… Здесь система четко сделала свое дело»
На глазах у отчаянно пытающейся всеми правдами и неправдами склеить разваливающуюся семью Лики разворачиваются другие бытовые драмы — ее сын (Михаил Евланов) в который уже раз пытается уйти от измученной им морально жены (Зоя Кайдановская), заведя на стороне полноценную семью, внучка (Нина Щеголева) рожает вне брака, племянница (Наталья Филиппова) пытается безуспешно наладить отношения с матерью, обиженной на дочь за то, что в период репрессий та недостаточно пострадала. Это мир очень слабых, сломленных под корень мужчин, и очень несчастных, вынужденных быть очень сильными женщин. И в корне этих семейных драм — две войны, революция и тиран, однажды решивший, что надо убивать по разнарядке… В кинофильмах о том времени таких людей не показывали. Мы видели бодрую молодежь, которая добровольно ехала валить лес и строить БАМ. А где-то за их спинами не могли поднять головы от жесточайшей, поломавшей их семьи несправедливости люди, про которых в советские годы кино не снимали…
В этот «развороченный бурей быт» практически не проникают никакие светлые лучи, но удивительно, что спектакль от этого не становится страшным или тяжелым — тут и невероятная работа актерского ансамбля, возглавляемого блистательными Евгенией Симоновой и Татьяной Орловой, и художника-постановщика, так умело выстроившего импровизированную сцену между рядов, в которой чувствуется атмосфера настоящего дома, пусть и полного тяжелого несчастья, это и режиссерская филигранная работа, в которой зрителю не дают поскучать или пересчитать количество осветительных приборов на потолке.
Московский хор — тоненькая ниточка, которая связывает историю разрушенной семьи с внешним миром, который начинает восстанавливаться от последствий войны и тирании. Катя (Валерия Куликова), племянница Лики и внучка Неты, ходит на репетиции хора, которому предстоит спеть на Всемирном фестивале молодежи и студентов перед делегацией из Дрездена. Представителей поверженного в войне соперника встретят люди, чьи жизни, чье безусловное счастье, были этой войной навсегда и бесповоротно разрушены, но для которых этот фестиваль — возможность просто петь, наконец-то петь и существовать в унисон со всеми, не думая о шагах на лестнице и бомбах над головами, с надеждой, что вот здесь и сейчас начинается что-то новое и светлое, и все будет совсем по-другому.
Екатерина Большакова, «LOCALDRAMAQUEEN»