Молодой режиссер Никита Кобелев, успешно зарекомендовавший себя в «новой драме», решил обновить и классику: стряхнув с пьесы Алексея Максимовича Горького «Последние» привычные штампы нескольких десятилетий, поставил спектакль в Театре им. Маяковского о молодых и для молодых.
Более ста лет назад пьеса «Последние» была опубликована и сразу же запрещена к представлению на сцене. Сильно тогда досталось будущему пролетарскому писателю от казенных рецензентов за неприглядные портреты представителей полицейского департамента. В советское время «буревестнику революции» официально разрешалось бичевать пережитки прошлого, и пьесу уверенно ставили в разных театрах страны как социальную драму из жизни дореволюционной России, прогнившего буржуазного общества. С высоты двадцать первого века, пьеса сегодня стала ближе и кажется значительно острее, потому что написана не «про них», а про нас. Помимо всего прочего, в России снова в ходу полицейские чины, так что нелицеприятные портреты с натуры актуальны и сейчас. Режиссер Никита Кобелев поставил акцент на человеческих взаимоотношениях «отцов и детей» («любовь людей», как и «жизнь людей» волнует всех и всегда), но вседозволенность и цинизм людей при власти, позволяющие им калечить чужие судьбы, также сильно прозвучали в спектакле, добавив ему глубины. Неприглядность, нечистоплотность Ивана Коломийцева, главы семейства, по сути антихриста, лихо сравнивающего себя с «Отцом небесным» – блестящая точная работа артиста Анатолия Лобоцкого. Коломийцев за годы служения в полиции развратился легкими деньгами и вседозволенностью, стал настоящим семейным монстром. Все человеческое в нем давно раздавлено пьяными оргиями, совершающимися в доме на глазах у всей семьи, так что семейные отношения также раздавлены, разбиты.
Во всех общественных или семейных разборках дети всегда оказываются «последними». Общество или родители, которые лишают молодое поколение нравственных ориентиров, подвергают угрозе не только здоровье, но и сами жизни детей. В семье Коломийцевых физическим уродством страдает одна Любовь (Юлия Соломатина), которую отец случайно или намеренно уронил в детстве, но искалеченными оказываются все, включая полубезумную няньку (Людмила Иванилова) и смертельно больного дядю Якова (Юрий Соколов).
Надежда (Полина Лазарева) презирает всех. И отца, и мать и своих сестер она считает слабаками, не умеющими жить, лишь к Александру (Владимир Гуськов) она благоволит, испытывая некую тягу, периодически с ним уединяется, цинично объявляя себя и брата «недурной парой». Надежда, не стесняясь, берет от жизни все, что ей хочется, а хочется ей при отсутствии правильного воспитания - примитивного, дикого. Развращенная с детства, лишенная сантиментов, она, пожалуй, страшнее и порочнее отца и брата, при этом уверенно красива: от ее ярко-красных губ и надменного лица глаз не отвести. На окружающих она действует как удав на кроликов, злые ее «чары» несут разрушение, не оставляя никакой надежды.
Театр Маяковского можно поздравить не только с премьерой, но и с отличным молодым поколением актеров, которым, кажется, по плечу любой репертуар.
Лариса Каневская, независимый интернет-журнал «Мнение»
Оригинальный адрес статьи