11 Февраля 2013
"Август: графство Осейдж" – в театре Маяковского поставили драму в 3D
"Август: графство Осейдж" - спектакль, премьера которого состоялась 29 января, в свое время украшал сценические площадки Бродвея и провинциальных российских городов. И вот житейскую драму семейства Уэстонов можно созерцать на столичных подмостках театра имени Маяковского.
Фундаментом действия стала пьеса Трейси Леттс, получившая в 2008 году Пулитцеровскую премию в разделе драматургии. Это пронзительная история, не имеющая национальных границ. Извечный конфликт любящих людей, готовых с садистской изощренностью терзать друг друга "во благо", понятен как американцам, так и русским.
Спектакль, постановщиками которого выступили Гиртс Эцис и худрук театра Миндаугас Карбаускис, повествует о семейных узах, которые год от года тем прочнее, чем сильнее пытаются их разорвать. Каждого из Уэстонов удерживает друг подле друга невидимая нить, вне зависимости от расстояний, разделяющих матерей и детей, братьев и сестер, теток и племянниц. Рвать нить бесполезно – она лишь сильнее врезается в кожу.
Фото: mayakovsky.ru
Косвенную связь в постановке обеспечивает Беверли Уэстон – глава семейства, писатель-меланхолик, который в один прекрасный день пропадает неведомо куда. Именно его исчезновение собирает в старом доме трех дочерей Барбару (Анна Ардова), Иви (Зоя Кайдановская), Карен (Наталья Коренная), свояченицу Мэтти Фэй (Надежда Бутырцева) и ее мужа, а также других неравнодушных родственников. Всем им помимо поисков Беверли придется решать непростые задачи – обнажать свои душевные раны, искать виноватых в загубленных жизнях, анализировать поступки близких и давать отчет собственным. Пропавший старик Уэстон так и не объявится на сцене – еще в первом акте выяснится, что он покончил жизнь самоубийством. Роль явного связующего, точки, в которой сходятся все отрезки, буквально с первых минут спектакля возьмет на себя супруга Уэстона – Виолетта, которую сыграла Евгения Симонова.
Она нервна, подчас истерична, ее слова грубы, а голос то и дело срывается на крик – в нем попеременно звучит то злая ирония, то тоска и обида. Эта женщина с коротко стриженными рыжими волосами, в длинном вязаном балахоне и туфлях на каблуках, слушающая Ника Кейва и пьющая виски в ночи, вызывает жалость. Виолетта больна, у нее рак горла и наркотическая зависимость от препаратов, которые она принимает. Но героиню Симоновой гложет не столько боль физическая, сколько душевная. Каждый монолог – надрывный и колкий. Так говорить может только человек глубоко несчастный, раненый, чувствующий близкий финал.
Виолетта страдает. Но мучиться одной ей в тягость. Невольно вместе с собой на дно она тянет дочь Иви – неудачницу и "чучело", которая в свои 45 лет так и не научилась быть желанной и привлекательной женщиной. Без раздумий топит своенравную Барбару, покинувшую родной дом в поисках лучшей жизни. Не жалеет также и слабую Карен, ослепленную надеждой на семейное счастье.
Фото: mayakovsky.ru
Маленькие трагедии на сцене сменяют одна другую словно в калейдоскопе. Вместе с сюжетами-воспоминаниями трансформируются декорации. Спектакль, заявленный как история в 3D, полностью соответствует описанию. Освоение новейших графических технологий в стенах "Маяковки" – это заслуга латышского художника Гинтса Габранса, который соорудил на сцене типовой двухэтажный американский дом, оживающих на глазах у зрителя. 3D-модель комнат двигается, подстраиваясь под общее действие. Спальня с торшером и кроватью сменяется гостиной, в которой угнездился книжный шкаф или мансардой, с дверью, ведущей на первые этажи. Герои постановки путешествуют по дому, образуя с ним единое целое. Кажется, что комнаты дышат человеческими страстями: в спальне – склока Барбары и мужа, в мансарде звучит исповедь маленькой Джин, а на лестнице – задушевные беседы трех сестер.
В конце второго действия внимание зрителя оттягивает на себя решительная и неистовая Барбара Фордам. Именно эта женщина с белокурыми волосами отважится противостоять матери и возьмет под контроль дела семейные. "Теперь я здесь главная", - убеждена Барбара-Ардова и с ней не спорят. Кажется, измученные родственники только и ждали момента, чтобы переложить на чужие плечи бремя своих несчастий. Но по силам ли миссис Фордам ее новая ноша?
Фото: mayakovsky.ru
В конце спектакля зритель непременно найдет ответ на главный вопрос: "Почему покончил с собой Беверли Уэстон". Только вместе с тем возникнут новые – "Виноваты ли дети, бросающие родителей на произвол судьбы?", "Возможно ли оправдать эмоциональную жестокость?" и "Есть ли дорога в счастливое родовое гнездо, где в детстве так замечательно игралось в деревянном форте?". Ответы на эти вопросы зрители будут искать уже после того, как опустится занавес, а в зале зажжется свет.
http://www.m24.ru/articles/12822