Я преподаю на курсе Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе. В прошлом году мы работали над советской драматургией, и у меня было несколько отрывков из этой пьесы. Я проникся ею: мне она показалась своевременной и нужной, как для меня, так и для зрителя. Настроение в нашем обществе сегодня тревожное, оно враждебно ко всему чужому, незнакомому, и пьеса о прощении, вере в человека, поиске новой гармонии нужна сегодня людям как никогда.
Кому принадлежала инициатива постановки?
Я предложил художественному руководителю, и мы дали почитать ее Игорю Костолевскому. Он думал и сомневался какое-то время, но затем решил рискнуть. Я очень ценю его за его храбрость и доверие.
У зрителей сформировалось устойчивое мнение об амплуа Игоря Матвеевича. Вы были абсолютно уверены в том, что роль Сарафанова должен играть именно он?
Я плохо помнил фильм, может я и не видел его толком никогда, к тому моменту, когда я прочел пьесу. Я увидел в Сарафанове тогда, в первую очередь, артиста, который расцветает от любви, но также чахнет и лишается воли к творчеству без любви; мне показалось, что у него многое могло бы получиться, если бы не разрушилась его семейная жизнь, если бы та женщина, которую он любил, не бросила его, оставив с двумя детьми на руках. Сарафанов говорит, что она ушла к «серьезному человеку», таким образом, она дискредитировала все, чему отдавал свои силы Сарафанов, его музыку. И она ведь ни разу не появилась, Нина говорит, что не знала мать. Сарафанов не неудачник, это человек, которому уничтожили его самооценку, которого разлюбили.
Совпадало ли ваше видение этого героя с мнением артиста?
Мы все время существовали в диалоге, и в какой-то момент пришли к общему видению.
Не было ли опасения, что зрители будут сравнивать ваш спектакль с известным фильмом и другими театральными интерпретациями пьесы?
Эта очень хорошая пьеса, на мой взгляд, отлично написанная, она поднимает значительные темы, шутя. Такие пьесы хочется увидеть в разных постановках с разными артистами.
Не было риска в том, что камерная пьеса «растворится» в огромном зале театра Маяковского?
Поэтому мы не стали зажимать ее в тесной комнатушке, а вынесли в условное пространство. Хотя мне она не показалась камерной, Сарафанов – артист, в его жизни всегда незримо присутствует публика, большой зал филармонии, через его фигуру эта история становится крупной, возвышенной. В этом смысле, Игорь Костолевский, мне кажется, идеально подходит для этой роли.
Ставили ли вы задачу постановочной группе и актерам соответствовать тому историческому периоду, о котором идет речь в пьесе?
Мы говорили о том времени, смотрели, читали, но играем, конечно же, о сегодняшнем дне.
Вам удалось создать спаянный актерский ансамбль. Было ли это сложным делом?
Я всегда стараюсь создать на репетициях атмосферу доверия и сотрудничества. И когда артист понимает, что никто не будет на него орать и унижать его, он начинает любить репетиции, партнеров и себя (в хорошем смысле). Но само распределение тоже играет важную роль, если психологически все верно, на репетициях создаются отношения схожие с пьесой. Например, Игорь Матвеевич Костолевский очень заботился и помогал советами третьекурснику Стасу Кардашеву, который играет Васеньку.
Можете ли вы сказать, что все актеры были вашими единомышленниками?
Работали мы точно все заодно. Мы спорили, но ради результата, а не против друг друга.
Биографическая справка
Анатолий Шульев родился 22 ноября 1989 году в городе Владикавказе. С 2008 по 2011гг. учился на актерском факультете ГИТИСа в мастерской М.В. Скандарова. В 2011 был принят на очное отделение режиссерского факультета ТИ им. Б. Щукина на курс Римаса Туминаса.
Преддипломный спектакль «Король умирает» по пьесе Э. Ионеско стал участником фестиваля Tylos в Вильнюсе (Литва), а также вошел в репертуар Новой сцены Вахтанговского театра.
В качестве кинорежиссера снял короткометражные фильмы: «Крылья» (Лучший фильм – фестиваль «Видение», Лучшая женская роль – фестиваль «Киноликбез»); «За закрытой дверью» (участник IFFCA, Los Angeles); «Дар» (участник киноальманаха «Позитивное кино»; Лучший фильм – фестиваль «Свободных кинематографистов»; Лучший оператор – фестиваль «Будем жить») С сентября 2017 года преподает в мастерской Миндаугаса Карбаускиса на актерском факультете РАТИ-ГИТИС. В Театре им. Вл. Маяковского поставил спектакли «Я была в доме и ждала…» по пьесе Ж.-Л. Лагарса, «Бешеные деньги» А.Н. Островского и селебрити-драму «ДОНЖУАН» Ж.-Б. Мольера.