В Театре им. В. Маяковского – премьера комедии Мольера «Школа жен». В главной роли – народный артист России Анатолий Лобоцкий.
Режиссер Миндаугас Карбаускис взял для постановки не классический перевод пьесы, а современный вариант Дмитрия Быкова, эта версия впервые ставится на московской сцене. Известный сюжет преподносится сегодняшним языком, с остроумными отсылками к нашей действительности.
Сорокалетнему дворянину Арнольфу приглянулась юная крестьянка Агнеса, он отдает ее на воспитание в монастырь, с тем чтобы вырастить из нее себе жену. Но красотка влюбляется в молодого Ораса, который делится переживаниями с самим Арнольфом, не подозревая, что он его соперник. Интриги и слезы, назидания и ревность, переживания… конец пьесы, как всегда у Мольера, примиряющий.
Мольер считал задачу комедиографа сложнее, чем задачу автора трагедий, ведь «гораздо легче распространяться о высоких чувствах, обвинять судьбу, нежели приглядеться к смешным чертам в человеке и показать на сцене пороки общества так, чтобы это было занимательно… Заставить порядочных людей смеяться – дело нелегкое…». «Школа жен» написана в середине XVII века и за 350 лет не потеряла актуальности. В ней автор ушел от примитивной схемы фарса в сторону комедии характеров, поднял комедию до уровня трагедии.«Ревнивых идиотов меньше не стало, – говорит Дмитрий Быков. – Но герой неглупый, трогательный и любит ее. Чем глубже влюбляется, тем трогательней становится. Я хотел, чтобы эта драма старческой любви вызвала сочувствие зрителей. Хотел высмеять не чью-то наивную ревность или чванливое богатство, а абсурдность самого человеческого бытия».
Потому что еще одна актуальная тема пьесы – женские судьбы. Девушка под покровительством своего благодетеля должна быть верной и благодарной. Но ни в коем случае не свободной. И в нашем веке таких судеб немало.
Главную роль в спектакле блистательно исполняет народный артист России Анатолий Лобоцкий. Высокий, стройный, утонченно красивый, зрители привыкли видеть его в амплуа героя-любовника. Но тут все приправлено поучениями, ревностью, занудством, положенными по роли. Арнольф Лобоцкого очень убедителен в своих волнениях. В одном из интервью актер рассказал, что он «частично француз, частично поляк», и эта его явная европейскость здесь ярко проявляется.
Роль Агнесы исполняет Наталья Палагушкина. Ее героиня – робкая, доверчивая, праведная, наивная, бесхитростная и открытая. Прекрасная работы актрисы, браво! Ее любимого играет студент ГИТИСа Станислав Кардашев. «Главный урок, который я вынес, – добавлять персонажу больше жизни. Когда оттачиваешь навыки, они тебя сковывают. Стараюсь, чтобы не было этой скованности, чтобы была жизнь нараспашку», – рассказал актер.
В спектакле сценографом Зиновием Марголиным искусно передана аутентичная мольеровская атмосфера. Художник по костюмам – Мария Данилова, композитор – Полина Шульева.
Театр им. В. Маяковского в очередной раз порадовал зрителей талантливо поставленной комедией. Этот непростой жанр здесь всегда удается.
Оригинал статьи