С лучшими образцами этого жанра москвичей знакомит выставка «Афишемания», которая разместилась в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков ГМИИ им. Пушкина. 130 афиш из собрания музея расскажут о том, как зарождался и эволюционировал плакат, дадут возможность посетителю увидеть историю Belle Epoque, знаменитые афиши кабаре и спектаклей с участием Сары Бернар, узнать, что было модно, что ели и пили и как это рекламировали во времена, когда появление телевидения и интернета еще и представить себе было невозможно.
Все это само по себе захватывает и вовлекает посетителя с самой первой и до самой последней работы выставки, но в один из первых солнечных весенних дней этого года посетители волей-неволей отвлекались на небольшую группу, с интересом слушавшую экскурсовода музея. Еще бы, такое скопление народных и заслуженных артистов, да еще и в непосредственной близости, не могло не вызвать некоторого ажиотажа.
«Это Костолевский? Костолевский?» — взволнованно, и поэтому довольно громко уточняли друг у друга гардеробщицы музея, только что приняв пальто у народного артиста России и президента Премии «Золотая Маска». Помимо Игоря Матвеевича за экскурсоводом по залам музея следовали другие актеры и сотрудники Театра им. Маяковского, в том числе, народный артист России Анатолий Лобоцкий, заслуженная артистка России Александра Ровенских, заслуженная артистка России Людмила Иванилова, заслуженный артист России Сергей Удовик, Юлия Самойленко, Наталья Палагушкина, Анастасия Дьячук, Ольга Ергина, и режиссер театра Анатолий Шульев.
Для актеров и сотрудников театра такой совместный досуг совсем не редкость, но чаще всего всем вместе удается выбираться куда-то на гастролях в различных городах. А выбор именно этой выставки совсем не случаен — Театр им. Маяковского стал одним из первых театров, который вернул полноценные афиши для своих спектаклей. Андрей Бондаренко, художник Маяковки и автор ее плакатов (именно на таком наименовании настаивает художник), рассказывает, как это произошло: «После периода расцвета в 70-х — начале 90-х плакаты к спектаклям ушли и в театры в полной мере так и не вернулись. В какой-то момент традиция возродилась в РАМТе, куда меня пригласил работать Бородин. Потом в РАМТ пришел Миндаугас Карбаускис и через некоторое время я с ним ушел в Театр Маяковского. На основе стиля, который изначально был присущ Маяковке, мы начали делать то, что я называю плакатом. Многие театры пытаются возродить плакаты, но это очень сложно. Каждый спектакль индивидуален и легче поставить на афишу фото. Изобретать образ для плаката сложнее, мало кто на это идет. Слава Богу, что в Театре Маяковского это существует».
фото: Дарья Нестеровская
Катерина Большакова, «Localdramaqueen.ru»