Спектакль художественного руководителя Московского академического театра имени Владимира Маяковского Миндаугаса Карбаускиса «Изгнание» по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса стал сенсацией в театральной жизни Москвы. Ошеломительным успехом спектакль обязан не только драматургу и режиссеру, но и Вячеславу Ковалеву, исполнителю главной роли Бена Ивановаса.
Сюжет спектакля понятен каждому жителю Литвы и Балтии — в поисках лучшей жизни группа незнакомых друг с другом молодых людей едет в Лондон, где попадает в руки мошенников. В чужой стране гастарбайтерам из Восточной Европы не рады, и каждый из героев, поднимаясь со дна, выживает как может.
Когда я смотрел спектакль, не мог избавиться от мысли, что все происходящее на сцене имеет прямое отношение и к моим родственникам и друзьям из Латвии. А мой командир роты из первого призыва латвийской армии Геннадий Яронис несколько лет назад точно так же угодил на лондонское дно и был убит — в точности как едва не сгинул главный герой пьесы. Спектакль попал в чувствительную точку, и почти не вызывало сомнений, что Вячеслав Ковалев играет то, о чем знает, что сам он родом из Литвы.
Но актер не только не родился в Литве, он там ни разу не был. Просто при работе над ролью глубоко погрузился в материал.
Погружение в тему актер начал с истории Великого княжества Литовского: изучил Грюнвальдскую битву, в которой литовцы, поляки и монголы одержали победу над Тевтонским орденом. Много читал об основании Вильнюса, князе Гедиминасе, пересмотрел уйму передач о Литве. В частности, «Охоту к перемене мест с Михаилом Кожуховым»: о независимой республике Ужупис, ее конституции, где сказано, что человек имеет право заботиться о кошке, а кошка не обязана любить своего хозяина или что человек имеет право жить у реки, а река Вильно имеет право протекать рядом с человеком. О Куршской косе, Горе крестов и о бывшем охотнике, понимающем язык волков, Пятрасе Добришюсе, который устроил в лесу центр психологического воспитания людей.
«Добришюс основал настоящий зоопарк в лесу — изгнанный из русского цирка медведь Тимофей, брошенная обезьяна, волчица, которую Пятрас подобрал совсем щенком и выходил, куницы, которых нашли лесорубы в дупле совсем маленькими… А еще у него есть волчья зона в лесу, где Добришюс проводит свою терапию. Поселяет на ночь людей в избушку, а ночью вокруг нее ходят и воют волки. «Я бы ночью без ружья не пошел туда ни за какие деньги», — рассказывал Добришюс Кожухову. Инстинкт самосохранения отлично работает. Если у вас кредиты в банке, жена ушла или еще что-то случилось, к утру все это уйдет на второй план на радостях, что остались живы», — говорит Ковалев, очень правдоподобно копируя литовский акцент.
«У вас здорово получается», — замечаю я. И в ответ слышу другую очень знакомую интонацию. «Да, это Римас Туминас. Я многое срисовал и с него», — подтверждает мою догадку Вячеслав Ковалев, копируя не только акцент, но и манеру поведения.
Актер охотно рассказывает, что именно ему помогало понять литовскую ментальность: «Они хуторяне. И мне это очень близко — я тоже практически с хутора. Вырос в Академгородке под Новосибирском. Это замкнутая территория, где все друг друга знают. Можно обойти городок в два счета — сорок минут в одну сторону, сорок в другую… А еще я очень люблю Шукшина Василия Макаровича. Моя первая драматическая роль в Новосибирске на экзаменах первого курса театрального училища была по рассказам Шукшина. А менталитет Шукшина какой? Моя территория, мой забор, мой дом… Его основательность очень похожа на литовский характер. И моя тоже», — объясняет актер свою схожесть с образом Бена.
Вячеславу Ковалеву самому, как и его герою Бену, пришлось жить на улице. Скитания были недолгими, но он до сих пор вспоминает, как на вокзале прикуривал сигарету замерзшими руками и пытался понять, где он будет ночевать ночью.
«В 2007 году в силу разных обстоятельств я оказался без жилья и перебивался, как мог — ночевал то у друзей, то в театре. Потом снял шестиметровую комнату в двухкомнатной квартире неподалеку от станции метро «Рязанский проспект» и жил там по соседству с хозяйкой и ее мужем пакистанцем. И вот в спектакле я тоже без жилья и у меня появляется знакомый пакистанец — все в жизни не случайно», — отмечает актер.
И вспоминает, как мама в детстве рассказывала притчу о двух лягушках, которые упали в бидон с молоком. Одна сдалась и утонула, а вторая молотила лапками и сбила молоко в масло. «Выход есть всегда — главное не опускать руки», — говорит актер о себе и своем герое.
Среди множества наград, которые получал Вячеслав Ковалев за исполнение главной роли в пьесе «Изгнание», главная — это национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль в драме».
Теперь самое время актеру добраться и до Литвы, чтобы уже не по видеороликам и публикациям изучать ее, а лично.
«Мы очень хотим выбраться в Литву с женой Машей. Сходить в Вильнюсе на спектакль, поставленный по этой же пьесе Марюса Ивашкявичюса, погулять по городу, улочки которого я благодаря погружению в пьесу знаю наизусть, поесть, наконец, знаменитые цепеллины. Однажды мы уже собрались лететь на пару дней, но планы изменились, да и хочется побыть в стране подольше, основательно ее изучить. И, может, даже научиться «слышать, как растет трава». Так сказал о литовцах замечательный режиссер Петр Фоменко — учитель Миндаугаса Карбаускиса. Он точно знал, о чем говорит», — заключает Вячеслав Ковалев.
Алексей Стефанов, интернет-портал «Sputik»