Большие новогодние каникулы — отличное время для того, чтобы посмотреть хорошие спектакли вместе с детьми, тем более что декабрь был богат на «детские» премьеры, но за елками и приготовлениями к окончанию второй четверти на многие можно было и не успеть. Катерина Антонова собрала лучшие театральные постановки, на которые стоит сводить детей.
«Как мы с папой ходили в лес за елкой»
Театр Теней (Измайловский бульвар, 60/10) — с 3 по 10 января в 12.00 и 14.00
История про то, как вечно занятые родители забыли купить елку, и сын с папой под самый Новый год отправились в лес, рассказана в Театре Теней при помощи нескольких жанров: теневого театра, драматического и кукольного (художник — Виктор Платонов), а также живой музыки и прямого общения с публикой. В результате этого соединения получился трогательный и теплый спектакль о том, что нет ничего важнее, чем просто быть вместе. «Я выросла в цирковой семье и очень часто встречала Новый год не дома, без родителей, — рассказывает режиссер спектакля Лариса Волкова. — Поэтому мне знакомо ощущение детского одиночества. Я отталкивалась от своих воспоминаний и хотела бы, чтобы взрослые попытались посмотреть на себя глазами ребенка. Поняли, что ему важнее не развлечения и аттракционы в парке, а провести вечер вместе и почитать книжку».
«Новогодний портрет»
Театр СНАРК в Мамин Cадик Seasons (Сад «Эрмитаж», ул. Каретный ряд, д.3) — 8 и 10 января в 14.00
Жанр спектакля его создатели, режиссеры Юрий Алесин, Сергей Аронин и художники Ирина Новичкова и Екатерина Ряховская, определяют как «Новый год в компании художников». Ведь их «Новогодний портрет» — это история про то, как нарисовали бы новогоднюю елку художники разных эпох — Леонардо да Винчи, Сальвадор Дали, Энди Уорхол и другие. А еще про то, чем современное искусство отличается от классического, а в чем они похожи. Для этого зрители в компании старинной картинной Рамы отправятся в путешествие по мастерским художников. «Однажды начинающему художнику Энди Уорхолу сказали: „Рисуй то, что любишь“. „Я люблю томатный суп“, ответил Энди, — рассказывает исполнительница главной роли Анна Куненкова. — „Ну так его и рисуй!“. И мы всей командой тоже хотим сказать, что если творить с любовью — все получится! Каждый сможет создать свой шедевр и почувствовать себя творцом, даже если в жизни не держал в руках карандаш и кисточку». После спектакля все зрители смогут попробовать нарисовать свою картину на небольшом мастер-классе.
«Мандариновый ангел»
«Антикварный цирк» в Филармонии-2 (Олимпийская дер, 1) — 7 января в 17.00, 8 января в 12.00 и 17.00
Сюжет этого спектакля мог бы быть любым, потому что главное в нем — это настроение, упругость, ритм и изобретательность, оранжевый цвет и чудеса, которые, как выясняются, могут происходить с каждым из нас. В спектакле заняты девять артистов, которые умеют балансировать на лестнице, танцевать, летать, отбивать чечетку на лыжах, играть на музыкальных инструментах и рассуждать, как Ангел Танжерино, который рассказывает, почему он «мандариновый»: «Потому что мандарин похож на солнце и редко встретишь людей, которые равнодушны к солнечным лучам, аможет быть, потому, что запах мандарина — это Рождество, а ангелы ведь прилетают на этот праздник...» В конце спектакля Елены Польди состоится мастер-класс, на котором научат танцевать чечетку, жонглировать мандаринами и дарить чудеса тем, кого любишь.
«Фабрика слов»
Сцена на Сретенке Театра имени Маяковского (Пушкарев пер., 21) — 3, 4, 7 и 8 января в 12.00 и 16.00
Все персонажи этой истории живут в таком мире, где слова стоят денег. И кто-то, как водится, богат, поэтому, не задумываясь, использует сложноподчиненные обороты, а кто-то (опять же, как всегда бывает) — беден, и у него есть всего несколько слов для того, чтобы что-то кому-то сказать. Например, что он любит этого кого-то, а сам при этом — мальчик из нищей семьи, которая с трудом может позволить себе купить несколько существительных первой необходимости. Спектакль выпускницы Олега Кудряшова Ольги Лапиной по книге современной сказочницы Аньес де Лестрад — о том, что, как бы ты ни был беден, ты всегда сможешь рассказать миру о том, что у тебя внутри.
«Питер Пэн»
Новая сцена Театра имени Вахтангова (Арбат, 24) — 5 и 8 января в 12.00 и 16.00
На Новой (читай — малой) сцене Вахтанговского театра не так много места, поэтому ни акробатов, ни полетов, ни головокружительных трюков и сумасшедших спецэффектов не будет, а будет — игра. Игра как основа жизни. Игра как мироощущение. Игра как нежелание взрослеть. Настоящая игра — в театр и в детство. «Детство продолжается, пока человек играет, верит в приключения, — говорит режиссер спектакля Александр Коручеков. — Игра остается игрой, пока всем весело, пока она в радость. Мы не хотим заигрывать с детьми-зрителями, хотя сценическое пространство предполагает тесный контакт с публикой. Наша задача — разбудить фантазию ребенка, заставить его включаться в ситуации, чтобы нашим маленьким зрителям хотелось дома доиграть, что-то додумать. Мы призываем детей к сотворчеству».
«Сотворившая чудо»
РАМТ (Театральная площадь, 2) — 2 января в 19.00
В Молодежном театре есть спектакль, который можно и нужно пересматривать всем родителям — и тем детям, которые уже подросли. Он о том, что не важно, какой ты. Важно, кто рядом с тобой. История о больной девочке, которая не говорит и не видит, и ее гувернантке, сумевшей помочь своей воспитаннице стать выпускницей Гарварда, — не просто трогает. Она меняет что-то главное в том, как относишься к самим детям и к набившим оскомину словам о том, что нет ничего важнее любви.
«Конек-Горбунок»
МХТ имени А.П. Чехова (Камергерский пер, 3) — 10 января 18.00
Спектакль-праздник, спектакль-фейерверк, спектакль, после которого хочется перечитать с детства (собственного или своего ребенка) «Конька-Горбунка». Мюзикл, на котором смешно, драма, после которой хочется петь, словом, просто очень хороший музыкальный спектакль в очень хорошем драматическом театре. Must see, что называется, — в любом возрасте и в любое время года, не только на каникулах.
«С любимыми не расставайтесь»
МТЮЗ (Мамоновский пер, 10) — 3 января в 19.00
В этом спектакле Генриетты Яновской по пьесе Александра Володина о том, что все проходит, уходит, утекает сквозь пальцы, и не удержишь, как бы ни любил, зрители узнают себя в каждой из героинь. И в молодой влюбленной девушке, за своей любовью не видящей ничего и никого. И в вошедшей в силу, горячей, истово пробивающейся к любимому, ранимой и уже немножко навсегда несчастной молодой женщине. И в той, что сильно старше, но не перестает удивляться и сдавленно кричать, видя, как легко разрушают люди жизни друг друга. И в той, что сошла с ума и бродит по городу в поисках себя или любимого... В этой постановке много боли, еще больше — любви, и через край — жизни, увиденной так безжалостно остро, как умеет только Генриетта Яновская, к которой после ее спектаклей всегда хочется подойти и спросить: «А как мне жить дальше?» Но, кажется, она не знает. Иначе бы не ставила такие пронзительные спектакли.
«Слово и вещь. Пушкин и деньги»
Театр.док (Малый Казенный переулок, 12) — 8 января в 14.00
Часовой рассказ артистов Елены Лемешко и Константина Кожевникова и художника Александры Ловянниковой о том, что сколько стоило во времена Пушкина, сколько бы это стоило сейчас, хватало ли Пушкину того, что давало ему имение, и того, что он зарабатывал на жизнь с красавицей Натальей Николаевной и четырьмя детьми в Петербурге. А также о том, как соотносилась стоимость строфы «Евгения Онегина» и коровы. Словом, именно тот спектакль, который поможет подростку перестать воспринимать Пушкина как «нашевсе» (вариант — памятник), а родителям сообщит массу увлекательного о жизни в России тогда и сейчас.
Катерина Антонова, «МЕЛ»