Легендарные спектакли, которые заставят переоценить свои чувства и сделают их глубже, яснее и ценнее, в обзоре Лизы Лернер – театрального блогера и лидера проекта «Сила Культуры».
Гитель (Чулпан Хаматова) и Джерри (Кирилл Сафонов) познакомятся абсолютно случайно, как это и бывает в жизни. И будут друг другу абсолютно не подходить, как тоже бывает в жизни. Но окажутся вместе, потому что в этом хаосе, где никто не способен никого понять и ни о ком позаботиться, они станут наградой друг для друга. Но качели, на которых сидят эти двое, стремительно раскачиваются, с каждым разом обнажая все больше душевных ран. Но позволит ли груз прошлого стать по-настоящему счастливыми этим двум светлым и добрым людям? Об этом – в спектакле художественного руководителя театра Галины Волчек.
Юнона и Авось (Ленком)
Эта самая пронзительная история любви, которую знает московская сцена. Рок-опера Андрея Вознесенского на музыку Алексея Рыбникова в постановке художественного руководителя театра Марка Захарова — это бессмертный спектакль, пересматривать который можно бесчисленное количество раз. И сколько раз прозвучит песня «Я тебя никогда не забуду» в исполнении (в записи) Николая Караченцова и Елены Шаниной или Дмитрия Певцова и Александры Волковой, столько раз по щекам будут катиться слезы, а сердце – биться чаще. У каждого есть свое, самое личное, о чем он думает в этот момент.
Пигмалион (Современник)
Он, профессор фонетики Генри Хиггинс, высек ее, Лизу Дулиттл, почти из камня, создав из нелепой цветочницы леди со светскими манерами и достоинством! Девушка расцвела и превратилась в совершенство. Остроумная пьеса Бернарда Шоу имеет грустный финал, ведь «статуя» ожила, у нее появились новые мысли, чаяния, надежды и мечты. Только у Хиггинса не было планов на будущее относительно нее. В легендарном спектакле Современника на сцене главные роли исполнят Сергей Маковецкий и Алена Бабенко.
Что если бы вам предложили создать идеального мужчину, соответствующего всем вашим требованиям? Человека без единого изъяна? А главное, чтобы он был влюблен в вас без памяти? Юрий Кравец ставит на Новой сцене МХТ историю из возможного будущего: девушка приходит в компанию «Хуманитас Инжиниринг» заказать себе мужчину-мечты. Робота готовят строго по ее требованиям, и результат не заставит себя ждать. Можно ли влюбиться в идеального человека? Яркий, смешной и при этом чуткий спектакль даст точный ответ на этот непростой вопрос.
Варшавская мелодия (Театр на Малой Бронной)
Герои Юлии Пересильд и Даниила Страхова рассказывают историю любви, возникшей сразу после Второй мировой войны. Она ученица консерватории, пережившая ужасы фашисткой оккупации, он только что вернулся с войны. Их чувство искреннее, нежное и острожное. И, кажется, вот она настоящая любовь, о которой пишут в книгах. Но железный занавес диктует свои правила. Пройдет 20 лет. Ей будет суждено стать прославленной певицей, ему – успешным доктором наук. Но их глаза больше не будут блестеть, хотя свою любовь они пронесут через всю жизнь. Юлия и Даниил в образе Гели и Вити затронут сердца зрителей на долгие годы.
Бумажный брак (Содружество актеров Таганки)
В начале спектакля зритель задумается о том, почему главные герои – миллионер (Сергей Маковецкий), сиделка (Елена Яковлева) и врач (Даниил Спиваковский)— живут в одном доме, при этом так ненавидя друг друга. Ведь каждый из них строит свои мечты за пределами особняка в Подмосковье. Вот только оказывается, что друг без друга жить им будет крайне сложно, ведь они тотально одиноки, и взаимная любовь и дружба, не осознаваемая ими, но «подпольно» существующая в доме, – то счастье, ради которого стоит жить. Смешная драма и горькая комедия – здесь все так, как в настоящей жизни.
Русский роман (Театр им. Маяковского)
Спектакль Миндаугаса Карбаускиса, номинированный в этом сезоне на пять «Золотых масок» – это некое соединение биографии Льва Толстого и личной жизни героев его произведений. Здесь Софья Андреевна, жена гениального писателя, борется с его литературными героями за любовь и внимание мужа и отца их детей. И порой кажется, что в этой бесчестной войне она заблудилась не в реальной жизни, а на страницах «Анны Карениной». А ведь эта женщина — единственная опора гения и самый искренний человек в его окружении.
Три товарища (Современник)
Еще один легендарный спектакль на российской сцене, «Три товарища» в Современнике, пережил уже несколько гениальных составов. Сегодня роль Патриции Хольман исполняют по очереди Светлана Иванова и Чулпан Хаматова. Роман Ремарка про молодых людей, которые выжили в Первой мировой, – это конфликт XX века. Главные герои никогда не смогут уйти от мучительных призраков прошлого: страшных военных воспоминаний и смертельной болезни. Здесь побеждающая все и живущая вопреки всему любовь, здесь невероятная и самая настоящая самоотверженная дружба до гроба. Спектакль пропитала смерть, но он о дружбе, жажде жизни и любви.
Митина любовь (Гоголь-центр)
Рождество О. Генри (Театр им. Пушкина)
«Дары волхвов» О. Генри, ставшие одной из сюжетных линий в музыкальном спектакле Алексея Франдетти, – это одна из самых трогательных и грустных историй о сильной самоотверженной любви. Сказочно красивый спектакль Малой сцены Театра Пушкина своевременно напоминает нам о том, что любовь может быть до мурашек трогательной, безвозмездной и нематериальной. Любящие люди – это единое целое, сила которого в их чувстве, ради которого они живут и которое может победить все преграды. «С милым рай в шалаше» – фраза наших бабушек, которую мы порой забываем, заигрываясь в жизнь по современным правилам.
Сладкоголосая птица юности (Современник)
Любовь порой сводит с ума, особенно когда в ее корне не чувство, а расчет. Ставя Теннесси Уильямса на сцене Современника, Кирилл Серебренников расскажет пронзительную историю о корыстном Чэнсе Уэйне, который грезит Голливудом и ради этого живет со стареющей кинозвездой. Во время гастролей своей содержательницы он встретит свою первую и единственную любовь с ангельским именем Хэвенли. Ее жизнь после того, как возлюбленный покинул ее, сложилась печально. Фантастический дуэт несравненной Марины Нееловой и талантливого Юрия Колокольникова, на наш взгляд, превосходит даже американский фильм с Элизабет Тейлор и Марком Хэрмоном.
Сон в летнюю ночь (Мастерская Петра Фоменко)
Кажется, все герои этой истории Шекспира любят совсем не тех, кого следует! И что только маленький «эльфик» (в неожиданном исполнении двухметрового Амбарцума Кабаняна, да еще стоящего на котурнах) может всех направить на пусть истинный. От версии, которая игралась на сцене лондонского Глобуса, режиссер Иван Поповски оставил без ремарок только исконный смысл и великий текст. Исполнение насколько бесподобно, что этот спектакль хочется пересматривать снова и снова. Декорации завораживают, из зала не хочется выходить, ведь на пару часов мы оказываемся в эпицентре пленительной истории любви, смешной, романтичной и невероятно живописной!
Барабаны в ночи (Театр им. Пушкина)
Бертольд Брехт обозначил это произведение как комедию. Но разве есть что-то от комедии в постановке Юрия Бутусова? Александра Урсуляк исполняет роль Анны Балике, влюбленной в пропавшего без вести на Первой мировой Краглера. Ее жизнь – это неудержимая и непонятная гонка. В какой-то момент она очнется после страданий по любимому, будучи помолвленной и беременной от другого. Именно в этот момент и вернется с войны Краглер, который, оказывается, был в плену. Режиссер не оставляет своим героям возможности остаться наедине и в тишине: играет Prodigy, бешено бьют в барабаны озверевшие люди. В ушах – шум ада. А можно ли в этой ситуации схватить любимого за руку и просто сбежать?
Юбилей ювелира (МХТ им. Чехова)
Это спектакль Константина Богомолова, бенефис Олега Табакова, приуроченный к 80-летию великого артиста и художественного руководителя МХТ им. Чехова. Здесь нет ничего одиозного, здесь все предельно искренне и человечно. Это история любви умирающего от болезни 89-летнего ювелира, которую он пронес через всю жизнь. В юности он готовил к коронации Елизавету II – и влюбился. Королева обещала прийти к нему на чай в день его 90-летия. Возраст и страшная болезнь берет свое, но он продолжает вспоминать тот день и прокручивать в памяти ту единственную встречу, состоявшуюся более 65 лет назад. Жизнь, пролетевшая в ожидании, словно миг, оставляет ему последние минуты… Но разве может королева забыть о нем и опоздать к чаю? А он, разве он может не дождаться ее?
Лиза Лернер, «Marie Claire»