Театр наций:
«Заводной апельсин», реж. Филипп Григорьян
Филипп Григорьян дает зрителю возможность взглянуть на происходящее в романе Бёрджесса глазами писателя, который в своей жизни пережил немало трагедий: во время Второй мировой войны его беременную жену изнасиловали дезертиры, она потеряла ребенка, у нее развилась алкогольная зависимость, от которой впоследствии она и умерла, а самому Бёрджессу врачи ошибочно ставили диагноз «рак» и отводили год жизни. Главными героями спектакля становятся писатель и его жена. В некоторых сценах они предстают перед нами родителями Алекса, в другой сцене они везут его в багажнике в лес, чтобы расчленить и выбросить где-то среди деревьев. Кстати, в спектакле два Алекса: реальный (Антон Ескин) и воображаемый (Александр Новин). Последний ходит в рыцарских доспехах по сцене, а когда они спадают, мы видим истеричного подростка. Чтобы передать язык надсатых, некоторые части текста были вбиты в Google Translate: в итоге получили текст на ломаном русском. В общем, мораль истории такова: даже если вы верите в лучшее, готовьтесь к худшему.
«Идиот», реж. Максим Диденко
«Идиот» по версии Максима Диденко — смесь физического театра и черной клоунады. В спектакле он использует три основных цвета: черный, белый и красный. Действия на сцене дополняются музыкой и видеорядом, который смахивает на мультфильм в стиле нуар. А Ингеборгу Дапкунайте в роли князя Мышкина и вовсе можно принять за Чарли Чаплина: шляпа-котелок, мешковатый пиджак, широкие короткие брюки — только усов не хватает.
«Дыхание», реж. Марат Гацалов
В основе — пьеса современного британского драматурга Дункана МакМиллана. Действие происходит в уютной квартире. Главные герои — муж и жена. Идеальная пара, которая еще и очень заботится об окружающей среде: оба сторонники ЗОЖ, рассчитывают вместе бюджет, отправляют мусор на переработку. Для полной идиллии не хватает только детей. Но пару начинают мучить сомнения: нужен ли планете еще один потребитель? Ресурсы Земли ограничены, а для детей нужно слишком много воды, еды, воздуха. И скорее всего, они просто боятся ответственности. Повторяющиеся диалоги и действия создают сильное напряжение, которое не отпускает до финала.
«Практика»:
«Чапаев и Пустота», реж. Максим Диденко
Еще одна экспериментальная постановка Максима Диденко, на этот раз по роману Пелевина, в которой режиссер исследует концепт пустоты. Спектакль состоит из трех частей: первая представляет собой концерт рок-группы, вторая — диалог трех людей, третья является балетом. Как нам рассказывал сам Диденко, в «Чапаеве и Пустоте» практически отсутствует последовательное повествование, поэтому настоятельно рекомендуем перечитать роман, перед тем как посмотреть постановку.
Black & Simpson, реж. Казимир Лиске
В основу сюжета спектакля легла переписка между убийцей Айваном Симпсоном и отцом убитой Гектором Блэком. Причем повествование идет от последнего письма к первому. Двух героев на сцене разделяет деревянная перегородка, но это лишь условность, потому что они оба за нее переходят. Периодически механический женский голос объявляет даты писем, на экране показывают кровавые пятна, когда Симпсон рассказывает о подробностях убийства. Это поиск истинного пути, который проходит через религию и прощение. История о силе человеческого духа и о том, как важно суметь простить того, кто этого, казалось бы, не заслуживает.
«Гоголь-центр»:
«Машина Мюллер», реж. Кирилл Серебренников
Серебренников создал коллаж из некоторых произведений Хайнера Мюллера и выделил главные роли для Константина Богомолова и Сати Спиваковой. За основу взята пьеса «Квартет» (своего рода мюллеровские «Опасные связи»), в которой два действующих лица и которая дополняется текстами из «Гамлет-машины», а также личными письмами писателя. Богомолов и Спивакова играют двух женщин, периодически появляется Артур Васильев то в женском, то в мужском платье. Есть возрастное ограничение, ведь на сцене выступает еще 20 обнаженных перформеров, которые в некоторых случаях служат предметом мебели для актеров. Режиссер показывает, что тело — объект искусства и не должно вызывать чувства стыда.
«Мандельштам. Век-волкодав», реж. Антон Адасинский
Постановка руководителя театра DEREVO Антона Адасинского «Мандельштам. Век-волкодав» стала частью поэтического цикла «Звезда» «Гоголь-центра», который посвящен пяти главным поэтам XX века: Борису Пастернаку, Осипу Мандельштаму, Анне Ахматовой, Владимиру Маяковскому, Михаилу Кузмину. В главной роли — актриса Чулпан Хаматова. У Адасинского поэт — посланец другой реальности. Ему сложно выживать в том мире, к которому мы все привыкли. В спектакле минимум текста: слова перенесены в движения.
Московский академический театр им. Маяковского:
«Изгнание», реж. Миндаугас Карбаускис
Художественный руководитель Московского академического театра им. Маяковского Миндаугас Карбаускис поставил пьесу своего соотечественника — литовского прозаика и драматурга Марюса Ивашкявичюса. «Изгнание» рассказывает о жизни литовского мигранта в Лондоне, который пытается найти свое место в городе и вновь обрести себя. Главный герой в одиночку столкнется с темной стороной столицы Великобритании, о которой умалчивают путеводители. В социальном спектакле Карбаускиса поднимаются темы ксенофобии, терроризма и потери собственного «я», когда ни родина, ни страна, обещающая лучшую жизнь, так и не становятся домом.
«Мастерская Петра Фоменко»:
«Испанцы в Дании», реж. Кирилл Пирогов
Спектакль по одноименной пьесе французского писателя Проспера Мериме впервые ставится в России. История основана на реальных событиях наполеоновской эпохи: невозможная любовь, испанские дамы и офицеры и другие исторические личности. Жанр спектакля определили как «фатальная мешанина»: смешение комедии, драмы, балета, оперетты, детектива.
МХТ им. Чехова:
«350 Сентрал-парк Вест, New York, NY, 10025», реж. Константин Богомолов
Константин Богомолов ставит пьесу выдающегося режиссера Вуди Аллена. В Нью-Йорке один преуспевающий адвокат Сэм бросает жену психоаналитика Филлис. Та вычисляет, что муж ушел к ее подруге. Как это принято у Аллена, все просто, но только на первый взгляд. Не обошлось без алкоголя, антидепрессантов и нервных срывов.