«Война и мир. Начало романа» в «Мастерской Петра Фоменко»
Неполный первый том «Войны и мира» в постановке Петра Фоменко — сенсация 2002 года
В 2002 году самый большой урожай «Золотых масок» собрала «Мастерская Петра Фоменко». Четырехчасовая постановка «Война и мир. Начало романа» по первому тому эпопеи Толстого была названа лучшим спектаклем малой формы, Петр Фоменко получил премию за режиссуру, а Галина Тюнина — за лучшую женскую роль. Ювелирная режиссура и полифония смыслов, деликатность и высокий стиль, фирменная легкость и точность актеров, способных играть энергично и чисто, будто сочиняя на ходу, — спектакль вобрал все, за что обожают «фоменок». В нынешнем виде постановка несколько отличается по составу исполнителей, однако общая атмосфера и энергия присутствия мастера чудесным образом сохраняется даже спустя несколько лет после его ухода из жизни. «Мастерская Петра Фоменко» получала «Золотые маски» неоднократно — не только за «Войну и мир», и многие из награжденных спектаклей идут вовсю в репертуаре при переполненных залах: «Одна абсолютно счастливая деревня» («Золотая маска» 2001 года), «Триптих» (2011) и «Сон в летнюю ночь» (2016).
«Скрипка Ротшильда» в МТЮЗе
Горькая притча о старом гробовщике
Все три спектакля Камы Гинкаса по рассказам Чехова получали «Золотые маски». «Черный монах» (2001), «Дама с собачкой» (2003), «Скрипка Ротшильда» (2006). И все идут в репертуаре по сей день. Последний наградили дважды: в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая работа художника» (Сергей Бархин). В центре внимания — старый мрачный молчун-гробовщик (Валерий Баринов), только что похоронивший жену и теперь среди гробов всех сортов вспоминающий жизнь. Хрустальной чистоты лиризм, постепенно проклевывающийся где-то глубоко внутри героя, способен пробить железобетон.
«Мнимый больной» в Малом театре
Комедия Мольера в постановке Сергея Женовача
Последняя пьеса великого комедиографа Мольера в режиссерском решении мастера-реалиста Сергея Женовача стала не столько сатирой на врачей-шарлатанов, сколько трогательной историей причудливого сопротивления одиночеству. В 2007 году постановка с ведущим артистом труппы Василием Бочкаревым в главной роли получила «Золотую маску» как лучший спектакль большой формы. Это не единственный спектакль Малого театра, награжденный высшей театральной премией, — в 2004 году специальным призом жюри был отмечен «Правда — хорошо, а счастье лучше» по Островскому, тоже поставленный Женовачем.
«Захудалый род» в «Студии театрального искусства»
Консервативный театр в лучшем виде
Авторский театр Сергея Женовача — один из самых популярных в городе, притом что напрочь лишен внешних признаков настоящего времени. Здесь ставят классику, преимущественно русскую, преимущественно в костюмах изображаемой эпохи и строго в соответствии с сюжетом. Но причина популярности все же не только и не столько в осознанном выборе ниши старого доброго театра, сколько в редком уровне мастерства, не только влюбляющего в театр толпы зрителей, но неоднократно отмеченного экспертами и жюри «Золотой маски». Триумфаторами премии в разные годы становились «Битва жизни» по Диккенсу, «Река Потудань» по Платонову и самый первый спектакль «СТИ» — «Захудалый род» по Лескову. В последнем молодые артисты, тогда (в 2007 году) только получившие дипломы, за 4 незаметно пролетающих часа чертовски достоверно и бесконечно трогательно проживают всю историю отдельно взятого дворянского рода позапрошлого столетия.
«Рассказы Шукшина» в Театре наций
Евгений Миронов и Чулпан Хаматова в спектакле, примирившем новаторов и традиционалистов
Лучший российский спектакль в сезоне 2008/2009, по мнению жюри «Золотой маски», поставил латыш Алвис Херманис. «Рассказы Шукшина» в его постановке с именитыми русскими актерами — Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым — спектакль ужасно смешной и ладно скроенный, он состоит из сценок из жизни русской глубинке, которую артисты специально ездили изучать.
«Дядя Ваня» в Театре им. Вахтангова
Выдающийся спектакль Римаса Туминаса с Сергеем Маковецким в главной роли
После «Дяди Вани» (премьера 2009 года) ни у кого не осталось вопросов к назначению литовца Римаса Туминаса на место худрука Вахтанговского театра — это была не первая работа режиссера на знаменитой сцене, но именно с нее нужно отсчитывать эпоху вахтанговского ренессанса. Традиционный для чеховских спектаклей психологизм соединяется с трагическим гротеском, который так любит Туминас, и метафоричностью, свойственной литовской режиссуре вообще. В роли Войницкого — Сергей Маковецкий.
«КукКафе «У.Шекпира» театра «Тень»
Весь Шекспир в одном меню
Вы приходите в кафе, занимаете один из пяти столиков, в меню вместо еды выбираете одну из многочисленных пьес Шекспира (впрочем, и еду потом можно заказать тоже). Когда все сделали свой заказ, представление начнется: в маленьком вертепе для гостей исполнят пять выбранных этим вечером пьес английского барда в формате ультракраткого пересказа силами уморительных кукол. Над созданием работала бригада драматургов и авторская команда лучшего театра кукол Москвы — театра «Тень». Билеты на спектакли этого театра нельзя купить, но можно заказать и дождаться оповещения о предстоящих показах. «КукКафе «У.Шекспира»» получило «Золотую маску» в 2015 году как лучший спектакль театра кукол. Аналогичную награду взял их же спектакль «Эпос о Лиликане» пятью годами ранее, и он тоже сохранился в актуальном репертуаре.
«О-й. Поздняя любовь» в «Школе драматического искусства»
Абсурдистский боевик по старомодной пьесе — с переодеваниями, электрошоком и кровищей
Сочинение Дмитрия Крымова и его воспитанников из ГИТИСа — абсурдный экшен с нелепыми переодеваниями, кровавыми боями и танцами — по совершенно забытой пьесе Островского. То есть буквально по пьесе, а не, как обычно у Крымова, по психоделическому винегрету из всего мирового культурного наследия разом. На выходе удивительным образом получился один из самых смешных спектаклей если не нового времени, то уж как минимум сезона; в подтверждение — две «Золотых маски» 2016 года: за лучший спектакль и лучшую женскую роль (Мария Смольникова).
В том же году театру «Школа драматического искусства» «Золотую маску» принес еще один спектакль — удивительной красоты акустическое полотно старинных шумовых аппаратов «Звуковые ландшафты» композитора Петра Айду, признанное лучшим в конкурсе «Эксперимент». Кроме того, из всех спектаклей «Лаборатории Дмитрия Крымова» в сегодняшнем репертуаре ШДИ имеется еще один лауреат «Золотой маски», и тоже в номинации «Эксперимент» — это «Opus № 7», черно-белый хенд-мейд-иллюзион про Шостаковича.
«Русский роман» в Театре им. Маяковского
Жена Льва Толстого сходит с ума
Видный литовский драматург Марюс Ивашкявичюс сочинил напряженный коллаж из фантазий из образов «Анны Карениной» и биографии Льва Толстого. Однако сам писатель фигурирует исключительно за кадром, тогда как главным героем стала его супруга — Софья Толстая. История патологической ревности в режиссуре Миндаугаса Карбаускиса обретает масштабы античной трагедии — главным образом благодаря феноменальной артистической достоверности Евгении Симоновой в главной роли. «Русский роман» произвел фурор на «Золотой маске» 2017 года, взяв награды аж в трех номинациях: «Спектакль большой формы», «Женская роль» и «Работа драматурга».
«Магадан/Кабаре» в театре «Около дома Станиславского»
Баян, Конфуций и шансон как высшая степень умиротворения
Из всех российских спектаклей малой формы на «Золотой маске» 2017 года лучшим был признан «Магадан/Кабаре» работы Юрия Погребничко — маленький абсурдистский концерт из песен про Магадан. На сцене появляются самые разнообразные персонажи вроде бурятских монголов или потерянной дамы с чемоданом (цитирующей Конфуция и Гурджиева), пока звучат горловое пение в исполнении Дмитрия Богдана (усач из «Шапито-шоу»), трехаккордные композиции про «Самолет Москва–Магадан» и, например, «Девушка с веслом» Бориса Гребенщикова. Поет музыкальная душа театра «Около» Наталья Рожкова, на аккордеоне — Николай Косенко в валенках.
Алексей Киселев, «Афиша Daily»