Кириллов Григорий Павлович
Кириллов Григорий Павлович
Народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР
играет в спектаклях
(20 августа 1900 – 17 октября 1977)
Артист
В Театре Революции – Театре Драмы – Театре им. Вл. Маяковского работал с 1931 по 1977 год.
В 1915 году окончил Ростовскую торговую школу.
В 1920–1921 годах учился на режиссёрском отделении инструкторско-режиссёрских курсов в Ростове-на-Дону. В 1922–1923 годах инструктор по классу дикции и декламации в театральной школе. Сценическую деятельность начал в 1922 году в Театральной мастерской там же. В 1922—1926 годах актёр ростовских театров.
Был одним из организаторов ростовского 1-го Передвижного рабочего театра (1924).
В 1926–30 годах играл в Московском театре импровизации «Семперанте».
С 1931 года по 1977 годы работал в Московском театре Революции (ныне Театр им. Вл. Маяковского).
Снимался в кино.
Народный артист РСФСР (1954).
Лауреат Государственной премии СССР (1949; спектакль «Закон чести»).
Талантливому актёру, умному и образованному человеку, мастеру ультрареалистического направления Григорию Павловичу Кириллову выпала странная судьба. Никого из его коллег, имевших сходное с Кирилловым амплуа, оно не держало так, как его, в неотступном, не выпускаемом плену.
Большое значение для творческого формирования Кириллова имела его работа с режиссёрами А.Д. Поповым, И.Ю. Шлепяновым, Н.П.Охлопковым. Исполняя преимущественно роли отрицательных персонажей, никогда не повторяясь, Григорий Кириллов создал галерею сатирических образов корыстолюбцев и авантюристов.
Он начал с роли Лихоимского в «Человеке с портфелем» (1928), отъявленного негодяя, потом был Юзов в «Личной жизни» (1934), проходимец и хлыщ, затем негодяй и предатель Кобза в «Гибели эскадры» (1936), врач-преступник Лещ в горьковских «Последних», граф Нурин в «Давным-давно», король Клавдий в «Гамлете», рабовладелец Холмс в «Дороге свободы», Дулебов и другие.
Вырваться из круга отрицательных героев помогла актёру роль Гаева в «Вишнёвом саде» (1956), где он наконец-то мог отвести душу, и именно Гаев приходит на память, когда вспоминаешь путь этого актёра. Новая сторона дарования артиста проявилась в положительных ролях, исполненных артистом с большой теплотой.
Охлопков ценил в Кириллове точность, остроту, лёгкость восприятия любых режиссёрских заданий, своеобразную жёсткость рисунка и безупречную художественную дисциплину.
Нина Велехова