(12 июля 1894 – 5 апреля 1977)
Режиссер, артист, педагог, театральный деятель.
Народный артист СССР (1948).
Творческий путь Завадского начался в 1915 году в Студии Е.Б. Вахтангова. В Театре име-ни Вахтангова сыграл Антония («Чудо святого Антония» Метерлинка) и Калафа («Принцесса Турандот» Гоцци). Ученик Вахтангова, Завадский воспринял от него изящество и строгую чёткость внешнего рисунка роли, одухотворённость и внутреннюю наполненность исполнения. Режиссёрским дебютом Завадского был спектакль «Женитьба» Гоголя (1924).
В 1924-1931 годах – артист МХАТа; роли: Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), граф Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше) и др.
Одновременно до 1936 года руководил основанной им в 1924 году театральной студией (с 1927 года Театр-студия под руководством Завадского), где поставил спектакли: «Любовью не шутят» Мюссе, «Вольпоне» Бен Джонсона, «Ученик дьявола» Шоу, «Школа неплательщиков» – Вернея и др.
В 1932-1935 годах возглавлял Центральный театр Красной Армии; в спектаклях «Мстислав Удалой» Прута (1932), «Гибель эскадры» Корнейчука (1934) режиссёр передал героический пафос Гражданской войны. Завадский, творчески развивая сценические традиции К.С. Станиславского и Е.Б. Вахтангова, стремится к стилистической определённости формы спектакля, придаёт большое значение раскрытию авторского замысла силами актёрского ансамбля. В 1936-1940 годах возглавлял Театр имени Горького (Ростов-на-Дону), где поставил спектакли «Любовь Яровая» Тренева, «Укрощение строптивой» Шекспира и др.
С 1940 года – главный режиссёр Московского театра имени Моссовета. В спектакле «Машенька» Афиногенова (1941) проявил присущие его таланту тонкий психологизм, мягкий юмор, мажорное восприятие действительности. Особенно ярко комедийное дарование раскрылось в постановках пьес Гольдони – «Трактирщица» (1940) и «Забавный случай» (1943).
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) в искусстве Завадского преобладающее звучание приобрели суровые героические мотивы, они особенно проявились в спектаклях «Нашествие» Леонова (1943), «Встреча в темноте» Кнорре (1944) и «Бранденбургские ворота» Светлова (1946), посвящённых героике военных лет. Среди многочисленных постановок произведения советских драматургов: «Дали неоглядные» Вирты (1957), «Битва в пути» Николаевой и Радзинского (1959), «Совесть» Павловой (1963, совместно с А.Л. Шансом), «Шторм» Билль-Белоцерковского (1967). Интерпретация классической драматургии («Отелло» Шекспира, 1944, «Чайка» Чехова, 1945, «Госпожа министерша» Нушича, 1946, «Виндзорские насмешницы» Шекспира, 1957, «Леший» Чехова, 1960, и другие) проникнута стремлением выразить характерные особенности стиля и сценической формы, свойственные драматургии, связать классику с современностью. Эти спектакли отличает тонкое и живое ощущение современности, сочетание лиризма, психологической достоверности образов с глубоким оптимизмом звучания. Значительное место в творчестве Завадского занимают спектакли «Маскарад» Лермонтова (1-я редакция – 1952, 2-я – 1964) и «Петербургские сновидения» (по роману Достоевского «Преступление и наказание», 1969), исполненные трагедийного звучания и больших философских обобщений.
В 1971 году был снят документальный фильм «Юрий Завадский» (режиссёр Мирина Голдовская).
Пришёл в Театр им. Вл. Маяковского, который тогда именовался Театром Революции, всего на одну постановку – «Бесприданницу» А.Н. Островского (1940). Спектакль был признан неудачей всеми критиками, кроме одного, правда, авторитетного А. Мацкина. Двадцать три года спустя в статье об Ю.А.Завадском в «Театральной энциклопедии» «Бесприданница» среди его работ даже не упомянута. В дни премьеры М.И. Бабанова, исполнительница заглавной роли, сокрушалась по поводу своего провала: великая актриса, избалованная постоянным поклонением благодарных ей зрителей, не услышала привычной для нее овации, бурных восторгов. Но были зрители, для которых «Бесприданница» – одно из самых сильных театральных впечатлений, одна из лучших постановок Завадского, хотя она осталась как бы особняком на его творческом пути. Ничего в том же драматическом ключе создать выдающемуся режиссёру ни до, ни после не довелось. Тому были причины, особые совпадения, что нередко питают появление художественных шедевров.