Николай Николаевич Волков
Николай Николаевич Волков
(3 октября 1934 – 10 ноября 2003)
Артист, педагог
В Театре им. Вл. Маяковского работал с 1984 по 2003 г.
Окончил Одесское художественное училище (1956), Театральное училище имени Б.В.Щукина (1962).
В 1956-1958 годах – помощник режиссёра Одесской студии телевидения.
В 1962-1987 годах – артист драматического театра на Малой Бронной в Москве.
С 1987 года – артист Театра имени Вл. Маяковского.
С 1984 года преподавал в Театральном училище имени Б.В. Щукина.
Народный артист РСФСР (1989).
Присутствие Николая Волкова в труппе театра - факт дорогой и желанный. Этот артист своею чуть замедленной, задумчивой, но не лишённой иронических оттенков интонации привносит в спектакль оттенок личностного анализа, определяет по-своему эффективные зоны торможения и, казалось бы, ленивого, но на самом деле плодотворного покоя. Бывало, правда, и так, что покой персонажам Волкова даже не снился. Какой тут покой, если пьеса называется «КПД одержимости», а фамилия персонажа похожа на название неведомой болезни (Гонобоблев).
Но как уместны эти, на первый взгляд вялые, вязкие, хитроватые интонации в сарказмах Клима Ивановича Самгина, горьковского героя, который не находит в собственной душе ничего внятного, нравственного, живого. И до чего же узнаваем его упрямый эгоцентризм.
В культовом спектакле 80-х – «Смотрите,кто пришёл!» – Николай Волков сыграл Табунова, другого «приживалу», на этот раз от «литературы», а не от истории, каким помнится Самгин.
В ролях Николая Волкова, кажется, не так важен объем текста, как объем характера, интимность интонации, чуть мерцающей и слегка капризной. Она не пропадает, не теряется даже в «Закате» Бабеля с его колоритом «Крестного отца» и «Трехгрошовой оперы». Арье-Лейб Волкова ни на что не претендует, как только «рассказывать истории из жизни еврейского народа».
А. Иняхин