Макс Абрамович Терешковский
Макс Абрамович Терешковский
(7 ноября 1897 – 24 ноября 1937)
Артист, режиссёр, педагог
В Театре Революции работал с 1922 по 1932 г. артистом и режиссёром.
Учился у Ф.Ф. Комиссаржевского м В.Э. Мейерхольда.
В 1920-х годах – актёр Театра Комиссаржевской и Театра Революции.
В конце 1920-х годов занялся театральной режиссурой. Организовал и возглавил Студию им. Луначарского. Ставил спектакли в Театре Революциии Театре Сатиры.
С 1933 года – первый художественный руководитель Театра им. Ермоловой, созданного в результате объединения передвижного Театра им. М.Н. Ермоловой и Театра-студии им. А. В. Луначарского. Работал в творческом тандеме с известным педагогом Марией Осиповной Кнебель.
Репересирован, погиб.
Это были годы интенсивной творческой деятельности М.А. Терешковича, когда в полную силу раскрылось его незаурядное и разнообразное дарование. Макс Абрамович прожмл короткую жизнь, но она оказалась по-настоящему содержательной и плодотворной, оставила заметный след в театральном искусстве 20-30-х гг.
Актёрская биография Терешековича началась в 1914 году в Театре им. Комиссаржевской, где наставником молодого артиста был Ф. Комиссаржевский. С 1920 года Терешкович связывает свою судьбу с Вс. Мейерхольдом – он поступает в Театр РСФСР-1-й и становится участником «Мистерии-буфф», а после закрытия этого театра вместе с группой верных учеников Мастера составляет труппу Вольной Мастерской, Театра ГИТИСа, Театра Актёра и, наконец, Театра Вс. Мейерхольда, играет в «Смерти Тарелкина» и «Великодушном рогоносце». Вместе с этой группой молодых соратников Мейерхольда Терешекович с 1922 г. одновременно участвует в спектаклях вновь созданного и возглавленного Мастером Театра Революции.
В первом спектакле нового театра – «Ночь» - Терешкович играет императора; в следующем – «Разрушители машин» – ткача Джона Уэйбла, в «Возвращении Дона Жуана» – царя, в «Спартаке» – Красса, в «Озере Люль» – Натана Крона. И так из спектакля в спектакль, почти в каждой премьере – роли крупные, главные. И параллельно в Театре им. Мейерхольда – Tyc Боот в «ДЕ». Но в 1924 году Терешкович расстается с ТИМом и работает последующие пять лет только в Театре Революции.
Из десятка работ этого пятилетия наиболее значительными были роли в спектаклях на современную тему, занявших ведущее положение в репертуаре театра этих лет. В «Воздушном пироге» Макс Абрамович играл Фёдора Коромыслова, дельца-непмана, прожигателя жизни, играл ярко, броско, не жалея сатирических красок. В «Конце Криворыльска» он – Севостьянов. Схематичный образ пьянчужки-ткача Ершова в спектакле «Рост» Терешкович сделал подлинным, живым характером, превратив периферийную роль в одну из главных. В этих ролях проявилось комедийное дарование артиста, стремление к характерной выразительности. В спектаклях «Человек с портфелем» (Гранатов) и «Гоп-ля, мы живём!» Терешкович заявил о себе как тонкий психолог, артист большого драматического темперамента.
В течении первого десятилетия Театра Революции Терешкович был одним из самых репертуарных артистов труппы, чье искусство в значительной мере определяло творческий уровень театра.
Терешкович привлекался и к преподавательской работе в школе юниоров при Театре Революции. После ухода в1926 г. из театра главного режиссёра А. Грипича и возникновения режиссёрского вакуума Терешкович берёт на себя основную нагрузку в качестве режиссёра-постановщика. В период безвременья с 1926 по 1930 г., до прихода А. Попова, Макс Абрамович поставил четыре спектакля: «Наследство Рабурдена» (1927) (выпускной спектакль школы юниоров), «Голгофу» (1927), «Когда поют петухи» (совместно с К. Зубовым) (1928) и «Ингу» (1929) – наиболее значительный спектакль этих лет.
Виктор Дубровский