Нина Мамиконовна Тер-Осипян
Нина Мамиконовна Тер-Осипян
(5 (18) апреля 1909 – 24 июля 2002)
Артистка
В Театре Революции – Театре Драмы – Театре им. Вл. Маяковского работала с 1925 по 2002 гг.
В театр пришла в 1925 году. Еще осенью 1924 г. Театр Революции организовал школу юниоров (юных исполнителей ответственных ролей). Тер-Осипян была принята в эту школу. Было трудное время для театра: ушёл Мейерхольд. Спектакли, поставленные после его ухода, успеха не имели. Выйдя впервые на сцену в роли бабы в пьесе Чижевского «Голгофа» и в роли Простаковой в «Недоросле», актриса получила вскоре роль в «Человеке с портфелем». Тер-Осипян встретилась с Бабановой и с тех давних лет стала самым близким её другом и партнером по сцене. Замечательные роли Нины Мамиковны были сыграны в спектаклях, поставленных для Бабановой: Дуся в «Тане» Арбузова, Анарда в «Собаке на сене» Лопе де Веги, Кукушкина в «Доходном месте», Кормилица в «Ромео и Джульетте». Редкий комедийный талант великолепной актрисы позволял ей даже на небольшом пространстве роли быть неожиданной и предельно достоверной. За долгую жизнь в театре Тер-Осипян сыграла более шестидесяти ролей, очень много играла в молодости: мадам Фикэ в «Наследниках Рабурдена» Золя, работницу в «Инге» Глебова, горластую Марфу в «Личной жизни» Соловьева, Рыжую в «Моем друге» Погодина, Фанни в «Улице радости» Зархи, Констанцию Львовну в «Обыкновенном человеке», и др.
Сатира, гротеск, ирония и шарж, пародийность – свойства, присущие таланту замечательной актрисы. Тер-Осипян умело пользуется особым методом типизации, основанном на преувеличении и гротеске. Её заразительность органична, а юмор корениться в самой природе её дарования.
С приходом Охлопкова актриса начинает играть большое количество эпизодов. То она выходила в роли Марьи Корсуновой в «Матери», то некой Василисой Федотовной в «Капитане Кострове», то торговкой улитками в «Судьбе Реджинальда Дэвида». Иногда в «охлопковский период» ей удавалось получать роли, в которых она могла продемонстрировать свое незаурядное мастерство и комедийный талант.
Когда театр возглавил Гончаров, он сразу занял Тер-Осипян в спектакле «Дети Ванюшина» Найденова. Актриса играла жену Ванюшина, Арину Ивановну. Работа была выдающейся. Душевную муку несчастной русской женщины, беспомощной и отчаявшейся, Тер-Осипян сыграла с поразительной силой. В режиссуре Гончарова был создан и образ Нехамы в «Закате» Бабеля.
Комедийное дарование актрисы, конечно, было использовано гораздо меньше, чем могло бы быть, но то, что сделано, останется навсегда в истории Театра им. Маяковского, чей путь неразрывно связан с тонким удивительным искусством Тер-Осипян, скромным человеком, отдавшим свою жизнь одному театру сразу и навсегда.
Виталий Вульф