Максим Максимович Штраух
Максим Максимович Штраух
(11 (23) февраля 1900 – 3 января 1974)
Артист, режиссер.
В Театре Революции – Театре Драмы – Театре им. Вл. Маяковского работал с 1939 по 1950 г. С 1959 по 1974 г. – артистом и режиссером, с 1938 по 1942 г. – главным режиссером.
С детства увлекался музыкой, рисованием, литературой, театром, особенно – Московским Художественным. После службы в Красной Армии начал трудиться в 1921 г. в Первом Рабочем театре Пролеткульта.
Сыграл ряд ролей в экспериментальных постановках В. Смышляева, С. Эйзенштена: Филипп Ривера («Мексиканец» по Дж. Лондону, 1921), Мамилюков-Проливной, он же Мамаев («Мудрец» по комедии Островского, 1923), Штумм, директор завода («Слышишь, Москва», 1923; «Противогазы», 1924, С.Третьякова).
С 1925 г. переходит в Театр им. Вс. Мейерхольда, где сыграл в комедиях Вл. Маяковского «Баня» (Победоносиков), «Клоп» (Присыпкин) − обе в 1930 г., заслужив высокую оценку автора. Здесь же исполнил ряд других ролей: Председатель палаты депутатов («Д.Е.» М. Подгаецкого, 1930), Маржерет («Список благодеяний» Ю. Олеши, 1931).
В 1932 г. М.М. Штраух вступает в труппу Театра Революции, с которым связана вся его последующая творческая жизнь. (Только в 1950–1957 гг. Штраух работал в Малом театре).
В ранние годы появилась склонность к острой форме, увлечение гротеском, эксцентрикой, биомеханикой. Над ролями и спектаклями работал мучительно долго, перечитывая массу всего, что имело хоть какое-то отношение к его предмету.
Наиболее значительные актерские работы, отмеченные проникновением в психологию образа, - портной Рубинчик («Улица радости» Н. Зархи, 1932), композитор Щигорин («Концерт» А.Файко, 1936). В 1932 г. впервые в нашем театре создает образ очень важный тогда – положительного современного героя – Руководящее лицо («Мой друг» Н. Погодина).
Затем появились Свеколкин («Обыкновенный человек» Л.Леонова, 1945), Председатель правительственной комиссии («Закон чести» А.Штейна, 1947), писатель Шахматов («Весенние скрипки» А.Штейна, 1960).
Кроме того, Штраух играл острохарактерные сатирические роли: Моске («На Западе бой» Вс. Вишневского, 1933), Василий Шуйский («Иван Болотников» Г. Добржинского, 1938), Вильгельм Баумволь («Сыновья трех рек» В.Гусева, 1944), Крут («Поворот ключа» М Кундеры, 1963). Особое место занимает образ Ивана Горлова («Фронт» А. Корнейчука, 1942).
Штраух – один из самых первых исполнителей роли Ленина в театре: «Правда» А.Корнейчкка (1937), «незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского (1950), «Между ливнями» А.Штейна (1964). И в кино: «Человек с ружьем» (1937), «Рассказы о Ленине» (1958) и др.
Максим Максимович поставил несколько спектаклей как режиссер: «Лестница славы» Э. Скриба (1936), «Последние» Горького (1937), «Мамаша Кураж и ее дети» (1960) – один из первых наших опытов обращения к драматургии Б. Брехта после знаменательного спектакля А. Таирова в 1930 г.
Штраух – автор статей и книги «Главная роль», изданной после его смерти в 1977.
Борис Поюровский