Алексей Дмитриевич Попов
Алексей Дмитриевич Попов
(12 (24) марта 1892 – 18 августа 1961)
Режиссер, артист, педагог, театральный деятель, теоретик театрального искусства.
В Театре Революции работал в 1930 г. режиссёром и в 1931-1935 гг. художественным руководителем.
Алексей Попов родился в городе Николаевск (ныне – Пугачев, Саратовская область).
Учился в школе живописи в Казани. В 1912 году был принят 1-ю Студию МХТ и до 1918 года в качетсве актёра выступал на сценах Московского Художественного театра и 1-й Студии МХТ, играл, в частности Василия в «Мысли» Л. Андреева, Аполлона в «Провинциалке» И. Тургенева, Дантье в «Гибели „Надежды“» Г. Хейерманса. Как режиссёр дебютировал в 1916 году в руководимой Евгением Вахтанговым Мансуровской студии постановкой «Незнакомки» А. Блока; но эта работа осталась незавершённой.
Первой законченной режиссёрской работой стала постановка спектакля «Гибель „Надежды“» в созданной Алексеем Поповым в сентябре 1918 года в Вичуге (Бонячках) рабочей театральной студии. С конца 1918 по 1923 год возаглавлял Театр студийных постановок в Костроме, на сцене которого выступал как актёр, поставил ряд спектаклей, в том числе, по режиссёрским экспликациям 1-й Студии МХТ, «Потоп» Ю. Х. Бергера и «Сверчок на печи» Ч. Диккенса.
В 1923 году Алексей Попов вернулся в Москву и стал режиссёром 3-й Студии МХАТа, в 1926 году преобразованной в Театр имени Е. Б. Вахтангова. Здесь Попов дебютировал постановкой спектакля «Комедии Мериме»; наиболее значительные работы этого периода – «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и «Разлом» Б. А. Лавренёва. В Театре имени Вахтангова Алексей Попов работал по 1930 год; одновременно в 1928-1929 годах учился в Мастерской С. М. Эйзенштейна при ГТК.
В 1931-м Попов возглавил Театр Революции, которым руководил до 1935 года, осуществил вошедшие в историю советского театра постановки ранних пьес Николая Погодина «Поэма о топоре», «Мой друг» и «После бала», а также «Ромео и Джульетты» с МИхаилом Астанговым и Марией Бабановой и в главных ролях. В своих постановка Алексей Попов стремился к синтезу творческих принципов К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко и Е. Б. Вахтангова; работая в Театре Революции, Попов выдвинул концепцию современного «актера-мыслителя», чье творчество одушевлено «волнением от мысли».
В 1935 году Алексей Попов был назначен художественным руководителем в Центральный театр Красной Армии, который возглавлял до 1960 года. Здесь режиссёр создал лучшие исторические и историко-революционные спектакли того времени – «Год 19-й» И. Л. Прута, «Падь Серебряная» Н. Погодина, «Флаг адмирала» А.П. Штейна, «Поднятая целина» поМ.А. Шолохову и другие, а в годы Великой Отечественной войны – «Давным-давно» А.К. Гладкова и «Сталинградцы» Ю.П. Чепурина. Не менее успешным были и его обращения к классике, прежде всего «Укрощение строптивой» У. Шекспира и «Ревизор» Н.В. Гоголя.
Ужесточение репертуарной политики в послевоенные годы, борьба с «формализмом», которая в театральном процессе приняла характер всеобщей «мхатизации» – при том, что сам МХАТ после смерти Немировича-Данченко переживал далеко не лучшие времена, – отразились на искусстве Алексея Попова, как и всех лучших режиссёров того времени. М. Строева вспоминала, как в конце 50-х годов во время одного из режиссёрских диспутов – между старшим и молодым поколениями – в стенах ВТО, обычно немногословный и не склонный к публичным выступлениям Попов, «вдруг вспылив, раздраженно взмахнул длинными своими руками, и, скрестив, ударил себе по плечам: „Что вы хотите от нас?! У нас же крылья давно перебиты!“».
Начиная с 1919 года Алексей Попов вёл педагогическую работу в театральных студияхи ГИТИСе; с 1940 года был профессором, с 1957 — доктором искусствоведения.