(25 мая 1918 – 16 сентября 1993)
Артистка
В Театре Революции – Театре Драмы – Театре им. Вл. Маяковского работала с 1943 по 1974 гг.
Народная артистка РСФСР.
В 1937–1941 годах училась в Театральном училище при Московском театре Революции, в 1941–1942 годах – артистка Московского театра имени Ленсовета, в июне-ноябре 1942 (будучи в эвакуации) – артистка Московского театра Сатиры в Хабаровске. В 1942–1974 годах – артистка Московского театра драмы (Театра им. Владимира Маяковского).
С 1974 года вошла в труппу театра им. Ленинского комсомола (с 1990 года – Ленком).
В кино с 1945 года (дебют – Лиза Карасёва в комедии «Близнецы»). Прославилась сразу же после выхода этого фильма. Ее дуэт с Людмилой Целиковской вскружил головы всему мужскому населению страны Советов. В актрису влюблялись, ей писали письма, фотографии актрисы раскупались мгновенно.
Много лет голос актрисы звучал в популярной радиопередаче «С добрым утром!» С кине-матографом Веру Орлову связывает чуть больше дюжины картин, что для актрисы с такими уникальными данными довольно странно. Особую любовь зрителей завоевали милая Полина из дилогии об Иване Бровкине и самоотверженная Вера Петровна («Дети Дон Кихота»).
Молодость Орловой прошла в театре Маяковского, на её спектакли было невозможно по-пасть. На возрастные роли она перешла в «Ленком», где Орлову прозвали «Миной замедленного действия» – актриса проявляла удивительный талант изобретательницы, используя в работе мельчайшие детальки, способные выявить характер персонажа в самый неожиданный момент.
Заслуженная артистка РСФСР (29.01.1954).
Народная артистка РСФСР (8.03.1960).
Орден Трудового Красного Знамени (1971).
Орден Дружбы народов (1981).
Вера Орлова была актрисой незаурядной, к искусству она относилась с редкой серьезностью, как впрочем, ко всему, чем ей приходилось заниматься. Её почвой, её воздухом, её родиной был Театр им. Маяковского. Здесь она и сыграла свои роли, никогда не делая из творчества ремесла или забавы. У неё были свои неповторимая тема, своя интонация в многозвучном актерском хоре. Она была в чём-то похожа на М.И. Бабанову, хотя прямо не подражала ей, даже играя одинаковые роли, например, знаменитую арбузовскую Таню. Сходство было в том ощущении мира, которое можно определить, как ощущение вечно чистой, вечно детской души, не теряющей с годами своего своеобразия.
Да, она не всегда была на сцене детски наивной и мягкосердечной. Сквозь прозрачный флёр нежности на вас часто смотрела почти мужественно сильная душа, трогательная слабость куда-то исчезала, уступая место настоящему героическому порыву. (Александра в «Лисичках», Лида Плаха в «Прага остается моей», Эллен в «Дорога свободы» и др.) Эти контрасты слышались и в её неповторимых серебристо звонких интонациях. Вера Орлова любила играть и простых бесхитростных девушек – студенток («Маленькая студентка»), медсестёр («Москвичка»), всегда добрых, иногда и таких, которых называют «не от мира сего», - как поэтическую Майю в «Сонете Петрарки». Ролей простых девушек было больше. Так же она играла задорную Варвару в «Грозе», воинственную мордасовскую Карпухину в «Дядюшкином сне».
Коронной ролью Веры Орловой была все-таки Валя Филатова в «Молодой гвардии».
Нина Велехова