Карп Артемьевич Мукасян
Карп Артемьевич Мукасян
(20 мая 1925 г. – 21 января 1991 г.)
В Театре Драмы – Театре им.Вл. Маяковского работал с 1952 по 1991 г.
За десятилетия работы в театре Карп Мукасян сыграл более 50 ролей. Он был артистом, о котором говорят: «Это – черный хлеб театра…». Не боявшийся ролей эпизодических, умевший наделить своего персонажа чертами настолько ярко индивидуальными, что и спустя долгие годы эти работы помнятся, Карп Мукасян шел от внешнего облика к внутреннему.
Его герои были очень заметными даже среди толпы; внешность, которой природа одарила артиста, была броской, незаурядной. Таким же было и его дарование, позволившее сыграть в «Гамлете» Шекспира несколько ролей – от короля Клавдия до второго могильщика…
В пьесе Юлиу Эдлиса «Мир без меня» (постановка Л.Танюка и В. Загоруйко, 1967) Карп Мукасян сыграл главную роль ученого Меньшикова, в ночь перед тяжелой операцией переосмысливающего своего жизнь, которой он словно бы не заметил, полностью занятый наукой. Сочетание в спектакле реальности и воображаемого потребовало от артиста почти мгновенного переключения из одного плана в другой, точных оценок и глубоких мыслей. Критик отмечали эту работу артиста.
Карп Мукасян играл много и с видимым наслаждением. Даже такая «служебная» роль, как Тихий в «Беге» (постановка А.Гончарова, 1978) была наделена артистом внутренним смыслом и общим ритмом спектакля-сновидения, когда непонятно, где завершается кошмар сна и начинается ужас яви…
Столь же глубоким внутренним смыслом наполнил Капр Мукасян и свою эпизодическую роль в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» (постановка А.Гончарова, 1979). Его Следователь был по-особому артистически равнодушен и в то же время по-обыденному просто зловещ. В эпизодическом образе раскрывалось, с расшифровывалось то, что заложено в прозе Лескова – удушливость гнетущей атмосферы, в которой только и могло все сложиться столь драматично.
Критики отмечали роль Шамраева в чеховской «Чайке» (постановка А.Вилькина, 1978), в которой Карпу Мукасяну удалось создать поистине чеховский образ человека, живущего углубленными неповторимыми желаниями. Много не желающего видеть, но так много подмечающего…
Мастерство Карпа Мукасяна раскрылось за годы работы в Театре им. Маяковского в полной мере – конечно, как каждый артист, он, наверное, мечтал о больших ролях. Но он, как мало кто, сумел в каждой даже самой маленькой роли заявить о своей яркой индивидуальности.
Наталья Старосельская