Роман Мадянов
Роман Мадянов
Роман Сергеевич Мадянов
(22 июля 1962 – 25 сентября 2024)
Артист
В Театре им. Вл. Маяковского работал с 1987 по 2002 г.
Роман Сергеевич Мадянов родился в городе Дедовске Московской области в семье библиотекаря и телевизионного режиссера. В 1984 году окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) (курс О.Я. Ремеза), ещё студентом начал играть в Театре Маяковского, в 1985 году был призван в ряды Советской Армии, служил в войсках ракетно-космической обороны. В 1987 году вернулся из армии и был зачислен в труппу Театра Маяковского.
Воплотил на сцене Театра Маяковского более двадцати ролей — в том числе в спектаклях «В кольце тишины» (Грибов), «Закат» (Левка), «Горбун» (Онек), «Банкрот» (Подхалюзин), «Дети Ванюшина» (Ванюшин), «Наливные яблоки, или Правда — хорошо…» (Сила Ерофеич, Зазывала), «Валенсианские безумцы» (Мартин), «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Клавдий), «Жертва века» (Дергачев), «Театральный романс» (Яблоков).
Роман Мадянов был одним из самых интересных характерных актеров труппы. Этому помогало удачное сочетание внешних данных и жанровой восприимчивости. Несколько травестийная, немного «детская» внешность – в его образе сохранялись мальчишество и чисто актерский представленческий азарт.
Пухлое, по-детски розовое личико короля Клавдия в спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы…» Т. Стоппарда принадлежало прожженному цинику, готовому благословить, а еще лучше – организовать любое преступление, лишь бы остаться у власти. Обаятельной народной игрушкой – бравым солдатом, хотя и преклонных лет – выглядит его отставной унтер Сила Ерофеич Грознов в комедии «Наливные яблоки, или Правда – хорошо…». Впрочем, преклонность лет» в этом Ерофеиче очень сомнительна. Тут, скорее, совсем другое: сама неумирающая совесть, хотя и в фарсовом обличье.
Его Яблоков из «Театрального романса» – воспоминание о вдохновенно сыгранном Дергачеве из «Жертвы века» А.Н. Островского, одного из многочисленного клана приживалов и прихлебателей. Зоркость, цепкость сочетаются в нем с рабской влюбленностью и вспышками жалкого самосознания, – вечный тип в своей определенности и своеобразной самодостаточности.
Роман Мадянов подчеркнуто сатиричен, анализируя в своих персонажах этот «комплекс полноценности». Ярчайшее воплощение этого типа – его Онек из «Горбуна» Мрожека. Сытенький, румяный адвокатишка, мнящий себя счастливым супругом, во время престижного отдыха в пансионате вдруг зацикливается на «немножко расистской» идее выправить… горб добродушному хозяину заведения. И моментально превращается в пособника сразу всех негативных процессов, обрушившихся на респектабельных постояльцев, откуда ни возьмись…
Артист замечательно показывает, до какой степени безлик и страшен этот в первые минуты обаятельный пустобрех, не способный хотя бы в общих чертах понять, в каком времени он живет. Роман Мадянов на редкость виртуозен в демонстрации этой обывательской агрессии, в каждом отдельном проявлении которой, вроде бы, нет ничего страшного. Больше того, Онек куда чаще бывает даже забавен. Но эти милые проявления «бытового» идиотизма, накапливаясь на протяжении спектакля и сюжета, разъедают все что можно и нельзя. В результате «непонятно как», под музыку благодушного Штрауса, разлагается мир.
В кино артист дебютировал в 1971 году в эпизоде в фильме «Перевод с английского», а уже в 1973 году снялся в главной роли Гекльберри Финна в картине Георгия Данелии «Совсем пропащий» (по мотивам романа Марка Твена). За всю жизнь исполнил более 230 ролей в кино. Четырехкратный лауреат премии «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана, двукратный лауреат премии «Золотой орёл»: за лучшую мужскую роль (фильм «12») и за лучшую мужскую роль второго плана (фильм «Левиафан»).