(8 августа 1901 – 17 сентября 1967)
Артист
В Театре Революции – Театре Драмы – Театре им. Вл. Маяковского работал с 1924 по 1967 г.
Заслуженный артист РСФСР (1954)
По окончании начальной школы в селе Шаве Нижегородской области в 1912 году Саша поступил в Нижегородскую 14 гимназию, где учился до 1918 года. В этому же году перевелся в Козьмодемьянскую школу II ступени и пробыл там до призыва в Красную Армию в апреле 1920 года. В качестве рядового Лукьянов служил в составе 3-го стрелкового полка, участвовал в боях против белогвардейских войск Врангеля.
После демобилизации с апреля 1922 года по август 1923 года Александр Лукьянов был актером народного дома в Козьмодемьянске. После этого он уехал в Москву и поступил в садово-огороднический техникум имени Тимирязева, но проучился там только год, так как все это время его не оставляла мысль о сцене. 1 сентября 1924 года, выдержав все полагающиеся испытания, Александр стал учеником театрального училища при Московском театре Революции и с этого же года стал актером этого театра, которому был верен до конца жизни и в котором был одним из ведущих актеров. Его репертуар был разнообразен – от романтических героев до драматических и характерных ролей: Доминик («Наследство Рабурдена»), Махбуб («Озеро Люль»), Тополев («Человек с портфелем»), Сысоев («Первая конная»), Жадов («Доходное место»), Норрис («Улица радости»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Герман («Таня»), Теодоро («Собака на сене»), Тихон («Гроза»), Горацио («Гамлет»), Пыляев («Садовник и тени»), Александр Бен («В горах мое сердце») и другие.
В кино Александр Павлович ярко блеснул в 1940 году в фильме Александра Столпера и Бориса Иванова «Закон жизни», сыграв секретаря обкома комсомола Огнерубова, морально разлагавшего студентов медицинского института. Картина имела неоднозначную оценку критиков, в газете «Правда» была напечатана разгромная статья «Фальшивый фильм» и «Закон жизни», через 10 дней после премьеры, был снят с экранов. К сожалению, интересная работа актера так и не была оценена по достоинству.
Образованный интеллигент во втором поколении, скромный и добрый, Александр Павлович был как актёр лирическим тенором в общем хоре этого театра. Он не был героем, не был трагиком, не был комиком, а именно лириком, поэтической натурой. М.И. Бабанова, всегда требовательная и даже капризная в выборе своих партнёров, предпочитала многим другим А.П. Лукьянова. И именно с ним она сыграла свои знаменитые роли.
Нина Велихова