(14 октября 1934 – 22 апреля 2011)
Актёр, режиссёр
В Театре им. Вл. Маяковского работал с 1956 по 1959 г.
Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1967).
С 1945 года учился в Ленинградском хореографическом училище.
По окончании 222-й мужской школы (бывшей Петришуле) в 1952 году Михаил Козаков поступил в Школу-студию МХАТ. Учась на последнем курсе, успешно дебютировал в кино, снявшись в роли Шарля Тибо в политической драме М.И. Ромма «Убийство на улице Данте» (1956).
В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П.В. Массальского) и поступил на работу в Театр им. Вл. Маяковского, где проработал с 1956 по 1959 год. Затем играл в «Современнике» (1959—1970), во МХАТе (1971—1972), в Театре на Малой Бронной (1972—1981) и в Ленкоме (с 1986). Также, по словам Михаила Козакова, он играл на сцене Саратовского ТЮЗа у Ю.П. Киселева в пьесе «Обыкновенная история».
Добился блестящих успехов как актёр и режиссёр театра и кино. Проникновенно читал стихи Тютчева, Пастернака и других поэтов. Наряду со Смоктуновским, Юрским, Марковым и другими мастерами художественного чтения принял участие в записи серии пластинок «Страницы русской поэзии XVIII—XX вв.»
В августе 1991 года М. М. Козакову предложили высокооплачиваемую работу в Израиле, после чего он переехал туда вместе с семьёй. В течение четырёх лет играл на иврите в Тель-Авивском камерном театре; кроме того, создал русскую труппу (антрепризу), с которой подготовил четыре спектакля.
В 1996 году артист вернулся в Россию и организовал собственную труппу под названием «Русская антреприза Михаила Козакова».
До 2010 года Михаил Козаков выступал с моноспектаклями (один из таких моноспектаклей — «Пушкин и о нём») и в роли чтеца (в частности, записал компакт-диск) и со стихотворными произведениями И.А. Бродского и А.А. Ахматовой.
Ввод 22-летнего выпускника мхатовской школы Михаила Козакова на роль Гамлета показалась в свое время неслыханной дерзостью Николая Павловича Охлопкова. Сам по себе спектакль и без того вызывал к себе далеко не однозначное отношение.
От представления к представлению менялся козаковский Гамлет на протяжении трех лет.
На ввод Козакова откликов появилось ничуть не меньше, чем на премьеру. Спектакль стал идти динамичнее, он заканчивался на 15-20 минут раньше. С другой стороны, углубился конфликт. Теперь он происходил не столько с окружение принца, но прежде всего внутри него самого. Если у первого исполнителя Е. Самойлова вопрос «быть или не быть?» носил. Скорее, риторический характер, то герой юного Козакова и в самом деле пребывал в смятении. «Распалась связь времен…» – произносил человек, родившийся в новую эпоху…
Помимо Гамлета, Козаков за три сезона сыграл здесь ещё несколько ролей, которые, разумеется, не могут идти в сравнение с его театральным дебютом. Ни по качеству драматургии, ни по своему масштабу.
Борис Поюровский