Актер

Николай Павлович Акимов

Николай Павлович Акимов

народный артист СССР

(16 апреля 1901 - 06 сентября 1960)  

Театральный режиссер и художник
 
В 1935-49 гг. и с 1956 г. - главный режиссер Ленинградского Театра Комедии. С 1960 г. - профессор Ленинградского театрального института.
Н.П. Акимов родился 16 апреля 1901 г. в Харькове. В Петербурге прошли годы учения - в Новой художественной мастерской (1916-1918) и во ВХУТЕМАСе (1922), где преподавали М.В. Добужинский, А.Е. Яковлев, В.И. Шухаев.

В 1923 г. начал работать как книжный график и художник театра. Первые спектакли оформлял с режиссерами "левого" направления - Н. Евреиновым, Н. Петровым, К. Хохловым и др. В 1927 г. в Ленинграде состоялась первая персональная выставка.
В 1932 г. спектаклем "Гамлет" в Театре им. Евг. Вахтангова дебютировал в качестве режиссера. С 1933 г. работал главным режиссером Ленинградского Мюзик-Холла, где организовал Экспериментальную мастерскую, в которой работали Е. Юнгер, А. Бениаминов, Б. Чирков, Ю. Лавров.

С 1935 г. Акимов возглавил Ленинградский театр Комедии.
Приглашение в театр Комедии на должность руководителя было актом отчаяния: казалось, умирающему театру уже никто не поможет. Но то, что произошло с театром уже через год работы в нем Акимова, превзошло всякие ожидания. Театр не просто воскрес. Он стал качественно другим. Случилось необыкновенное чудо. Лидер по натуре, уникально одаренный художник, график, литератор, режиссер, оратор, организатор - Акимов построил театр столь оригинальный, что даже вопреки нормам русского языка слово Комедия в названии театра стало писаться с заглавной буквы. Эта акимовская "К" и сегодня на программках спектаклей театра, носящего имя Акимова.

Новый стиль театра отразился на стиле его жизни. Акимовский театральный плакат стал неотъемлемой художественной частью спектакля, его изобразительной, а не только рекламной информацией. Всевозможные выставки в фойе театра раскрывали новые тайны создания той или иной постановки. К наиболее удачным, этапным спектаклям стали издаваться брошюры, включающие в себя текст пьесы, статьи создателей - режиссеров, художников, переводчиков, фотографии актеров, театральные программки, эскизы костюмов и декораций.

Первый этап в создании нового театра для Акимова был связан с воплощением на сцене высокой зарубежной классики. Творческий альянс с великолепным переводчиком и другом М.Л. Лозинским помог режиссеру заново открыть не только ранее не переведенные пьесы, но и уже известные. Это "Собака на сене" (1936 г.) и "Валенсианская вдова" (1939 г.) Лопе де Веги, "Школа злословия" Шеридана (1937 г.) и "Двенадцатая ночь" Шекспира (1938 г.). Эскизы костюмов Акимова являлись также и портретами актеров, выбранных на данную роль. Так что, по словам Акимова, "рисование сценического костюма переросло в рисование сценического образа".

Острая выразительность "живописной режиссуры" Акимова, искусство замечательных актеров театра, кропотливо подобранных режиссером, открыли зрителю совершенно новый тип профессионального демократического театра комедии. Ошеломительный успех его спектаклей создал устойчивую славу театру не только в нашей стране. Здесь работали такие замечательные актеры как Л.П. Сухаревская, Б.М. Тенин, И.М. Суханов, Г.А. Флоринский, Л.К. Колесов.

Уязвимость театра "одного жанра" подвигла Акимова создать при театре в конце 50-х годов литературное объединение. Так театр стал лабораторией современной комедии, откуда вышли впоследствии известные литераторы В. Константинов, Б. Рацер, А. Тверской, Д. Угрюмов, Д. Аль, Л. Раков и др. В довоенный период постоянными авторами театра были В. Шваркин, М. Зощенко, Ю. Герман, А. Арбузов.

Во время войны, в осажденном Ленинграде и позже в эвакуации Акимов не покидал своего театра. В тот период театр сыграл 16 премьер, в том числе "Питомцы славы" А. Гладкова (1941 г.) и "Дракон" Е. Шварца (1944 г.). Последний был запрещен цензурой и возобновлен лишь в 1962 году.

В 1949 году "за формализм в искусстве" и "западничество" Акимов был отстранен от руководства театром. Именно в этот период жизни он создал на сцене Театра им. Ленсовета знаменитые спектакли - "Дело" А. Сухово-Кобылина и "Тени" М. Салтыкова-Щедрина. Ирония сменилась сарказмом, когда речь шла о бюрократической системе, обезличивающей человека.

Возвращение его в 1956 году в свой дом ознаменовалось постановкой "Обыкновенного чуда" любимого драматурга Е. Шварца.

Умер Акимов в сентябре 1968 года, в номере московской гостиницы, во время гастролей театра.

Незаконченной осталась акимовская постановка пьесы Шекспира "Конец - делу венец".
фотоальбом упоминание в прессе
×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо